г.Калуга |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А23-7497/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Щедроткина Алексея Владимировича - Щедроткина Е.В. доверенность от 27.08.2015;
от администрации муниципального района "Жуковский район" - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Щедроткина Алексея Владимировича на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 г. (судьи Капустина Л.А., Дайнеко М.М., Заикина Н.В.) по делу N А23-7497/2018,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Щедроткин Алексей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального района "Жуковский район" (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе от 10.09.2018 N 04-10/3731 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 216 117 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132909:4, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, муниципальное образование сельское поселение деревня Верховье, восточнее д. Лыково (с уточнением заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и возложении на администрацию обязанности в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 216 117 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132909:4, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район муниципальное образование сельское поселение деревня Верховье, восточнее д. Лыково.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 решение Арбитражного суда Калужской области от 14.03.2019 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация, извещенная надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечила, предварительно направив в адрес коллегии письменный мотивированный отзыв, в котором просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого постановления.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации от 19.04.2000 N 196 из земель ОПХ "Белоусово" изъято и передано в районный фонд перераспределения (согласно чертежам и экспликации землеустроительного дела) 663 га пашни.
По договору аренды от 27.09.2016 N 8 в пользование предпринимателя предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 216 117 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132909:4, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район муниципальное образование сельское поселение деревня Верховье, восточнее д. Лыково, на срок 3 года.
Данный договор заключен по результатам проведения аукциона.
10.08.2018 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) и в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 7 Закона Калужской области N 234-ОЗ в собственность бесплатно в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства находящегося в фонде перераспределения земель и имеющего кадастровую стоимость ниже среднерайонного уровня арендуемого земельного участка.
10.09.2018 в письме N04-10/3731 администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что заявитель не подпадает под случаи, установленные Законом Калужской области от 22.12.2004 N 3-ОЗ (в редакции от 30.10.2015) "О случаях бесплатного предоставления земельных участков".
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым заявленные требования были удовлетворены, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
Согласно пункту 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от 24.09.2012 N 1584-О и от 17.07.2014 N 1685-О).
В определении от 19.07.2016 N 1549-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что абзац пятый пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, закрепляя в качестве бланкетной нормы основания для предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, вместе с тем не регламентирует процедуру их предоставления (на торгах или без торгов).
Статьей 7 Закона Калужской области N 234-ОЗ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться в собственность гражданину бесплатно в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае, если ранее этому гражданину земельные участки безвозмездно не предоставлялись и кадастровая стоимость предоставляемого земельного участка ниже среднерайонного уровня.
Верно применяя приведенные положения, апелляционная коллегия обоснованно заключила, что для предоставления земельного участка в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств в собственность бесплатно необходимо выполнение в совокупности следующих условий:
наличие испрашиваемого участка в фонде перераспределения земель муниципального образования;
отсутствие у заявителя земельных участков, предоставленных ему ранее на безвозмездной основе;
кадастровая стоимость предоставляемого земельного участка должна быть ниже среднерайонного уровня.
На основе оценки материалов дела суд апелляционной инстанции установил, что испрашиваемый предпринимателем в собственность бесплатно земельный участок находится у него в аренде на основании заключенного по результатам проведения аукциона договора от 27.09.2016. Факт использования указанного участка заявителем не отрицается, договор аренды не является прекращенным.
Согласно статье 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота создается.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 80 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлен перечень субъектов, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства для осуществления их деятельности.
Коллегией было обоснованно обращено внимание на то, что спорный земельный участок заявителю для указанных целей не предоставлялся.
Как прямо следует из условий договора аренды, последний заключался предпринимателем по результатам аукциона, т.е. в порядке пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а не предоставлялся как земельный участок фонда перераспределения для целей, указанных статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что на момент заключения договора аренды по результатам аукциона предприниматель не обладал статусом главы крестьянского фермерского хозяйства. Указанный статус получен им 02.08.2018, т.е. после приобретения права аренды земельного участка по результатам аукциона.
Последний тезис, хотя не является определяющим для рассмотрения настоящего спора, но наряду с иными обстоятельствами дали основания для вывода о том, что указанный земельный участок не находится в фонде перераспределения, поскольку предоставлен в пользование заявителю по договору аренды, что согласуется с положениями пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, апелляционная коллегия признала правильным довод администрации о том, что приобретение спорного земельного участка в собственность возможно на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
На момент подачи заявления о приобретении земельного участка (10.08.2018) трехлетний срок с момента заключения договора (27.09.2016) не истек, в связи с чем заявление не могло быть рассмотрено по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах администрация обоснованно отказала в предоставлении находящегося в аренде земельного участка в собственность бесплатно, поскольку такое предоставление означало бы обход процедуры, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 г. по делу N А23-7497/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, апелляционная коллегия признала правильным довод администрации о том, что приобретение спорного земельного участка в собственность возможно на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
На момент подачи заявления о приобретении земельного участка (10.08.2018) трехлетний срок с момента заключения договора (27.09.2016) не истек, в связи с чем заявление не могло быть рассмотрено по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах администрация обоснованно отказала в предоставлении находящегося в аренде земельного участка в собственность бесплатно, поскольку такое предоставление означало бы обход процедуры, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2019 г. N Ф10-3913/19 по делу N А23-7497/2018