г. Калуга |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А09-6196/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии представителей:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях: Гончарова Е.Б. (доверенность от 30.11.2018);
от Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области: Кочетова И.А. (доверенность от 21.02.2019);
от Управления имущественных отношений Брянской области:
Соловьева О.Б. (доверенность от 09.01.2019);
от Правительства Брянской области: Марина М.Д. (доверенность от 21.12.2018);
от государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ул. Дуки, д. 78, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства культуры Российской Федерации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Брянской городской администрации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года (судьи Стаханова В.Н., Большаков Д.В., Еремичева Н.В.) по делу N А09-6196/2018,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предостережения Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (далее - управление) от 20.04.2018 N 3/ФО.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства культуры Российской Федерации (далее - министерство), Управления имущественных отношений Брянской области, Правительства Брянской области, Брянской городской администрации, государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30 января 2019 года предостережение от 20.04.2018 N 3/ФО признано незаконным и отменено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Управление, Правительство Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области и ГУП "Брянсккоммунэнерго" в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители управления, Правительства Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления от 13.12.2016 N 03/5835 управлением выдано задание от 26.01.2017 N 1-6/2/2017 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения "Памятник советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 годы".
03.04.2018 Советской районной администрацией города Брянска направлены письма в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях и управления о необходимости принять меры и организовать проведение детального инструментального обследования памятника и при необходимости выполнить ремонтные работы.
20.04.2018 управлением вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях предложено в целях обеспечения сохранности и поддержания указанного объекта в надлежащем техническом состоянии организовать проведение инженерно-технического исследования указанного объекта, являющегося неотъемлемой частью научно-исследовательских работ, согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ, в порядке, предусмотренном ГОСТ Р 55567-2013, утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 665-ст.
Заявитель оспорил в судебном порядке предостережение от 20.04.2018 N 3/ФО.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что оспариваемое предостережение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции, решение суда первой инстанции отменил. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд указал на то, что оспариваемое предостережение вынесено управлением в соответствии с законодательством и в пределах полномочий, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства и не нарушает права заявителя.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 данного Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.2).
В силу пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно статье 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона.
Охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 данного Федерального закона и к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 47.6).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, объект недвижимого имущества "Памятник советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 годы", расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, площадь Партизан, является объектом культурного наследия федерального значения и внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 321510199020006.
Указанный объект находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (государственная регистрация права от 30.09.2010 N 32-32-01/063/2010-885).
Во владение и пользование объект культурного наследия другим лицам не передавался.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 471, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором последнее осуществляет свою деятельность.
Приказом управления от 08.11.2018 N 2-1/083 утверждено охранное обязательство от 07.11.2018 N 454 в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия, которым обязанность по обеспечению сохранности данного объекта возложена на МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Вышеназванный приказ в установленном законом порядке недействительным не признан и не отменен.
Довод о том, что собственником объекта культурного наследия "Памятник советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 годы" (площадь 436,6 кв. м) является Брянская область со ссылкой на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015, которым признано право собственности Брянской области на объект недвижимого имущества: Площадь Партизан и Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., площадью застройки 20 547,9 кв. м, мотивированно отклонен судом, поскольку указанное решение Арбитражного суда Брянской области вынесено в отношении иного объекта недвижимости площадью застройки 20 547,9 кв. м, а не объекта культурного наследия с кадастровым номером 32:28:0032506:555, площадью 436,6 кв. м, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 30.09.2010 и никем не оспорено.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из части 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ следует, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу о наличии у управления полномочий и правовых оснований для принятия предостережения в целях профилактики нарушений обязательных требований к сохранению объекта культурного наследия, что не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы о том, что у МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях отсутствует обязанность по обеспечению сохранности спорного объекта культурного наследия, противоречат содержанию охранного обязательства от 07.11.2018 N 454 и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Оценив содержание оспариваемого предостережения, суд признал необоснованным довод о неисполнимости предостережения, поскольку в предостережении в целях обеспечения сохранности и поддержания указанного объекта в надлежащем техническом состоянии МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях предложено организовать проведение инженерно-технического исследования указанного объекта, являющегося неотъемлемой частью научно-исследовательских работ, согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ, в порядке, предусмотренном ГОСТ Р 55567-2013, утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 665-ст, при этом требования части 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при вынесении предостережения соблюдены.
Какие-либо доказательства в обоснование довода о неисполнимости предостережения заявителем в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены.
Факт ненадлежащего содержания вышеуказанного объекта культурного наследия МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях не оспаривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года по делу N А09-6196/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.