г.Калуга |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А83-19861/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Р.Г.Калуцких Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" - не явились, извещены надлежаще;
от Министерства имущественных и земельных отношений - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации города Симферополя Республики Крым - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.04.2019 и на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А83-19681/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" (далее - ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр Республики Крым, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 1.184,5 кв. м, расположенный в г. Симферополе, ул. Буденного, дом 32, изложенного в уведомлении от 10.08.2018 за N 90/016/161/2017-7170.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Госкомрегистр Республики Крым обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решением Киевского районного суда г. Симферополя от 05.05.2008 по делу N 2-3728/2008 произведен раздел долевой собственности, состоящей из комплекса зданий и сооружений, расположенных по адресу: г. Симферополь, ул.Буденного, 32. На основании указанного судебного акта за правопредшественником ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" признано право собственности на спорное нежилое здание, состоящее из литера "Ф" площадью 370,8 кв. м, литера "Ф1" - 394,6 кв. м, "Ф2" - 173,4 кв. м.
Право собственности ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" на объект недвижимого имущества, состоящего из литеров "Ф" и "Ф1", зарегистрировано в установленном порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.
На основании разрешения на выполнение строительных работ от 03.02.2009 N 83 заявитель осуществил пристройку к спорному зданию площадью 243,4 кв. м (литер "ФЗ"), которая в установленном законом порядке ведена в эксплуатацию (декларация о готовности, зарегистрированная 28.08.2012 за N КР 14212150916).
Спорное нежилое здание общей площадью 1184,5 кв.м, расположенное по адрес: г.Симферополь, ул.Буденного,32, состоявшее из литеров "Ф", "Ф1", "Ф2" и "ФЗ", 27.05.2016 поставлено на кадастровый учет как единый объект недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 90:22:01021961029.
Земельный участок, на котором расположен вышеназванный объект недвижимого имущества, предоставлен обществу на основании договора аренды от 22.11.2005. Срок действия договора аренды установлен до 15.09.2030.
Указанный земельный участок 15.03.2016 поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный, с присвоением кадастрового номера 90:22:010219:66.
Для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное нежилое здание площадью 1184,5 кв.м ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" 13.11.2017 обратилось в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
Уведомлением от 23.11.2017 государственная регистрация была приостановлена со ссылкой на то, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ на спорное нежилое здание, а декларация о готовности объекта к эксплуатации изготовлена на украинском языке.
Уведомлением от 22.02.2018 приостановление государственной регистрации продлено до снятия ареста со спорного нежилого здания, так как, по мнению регистрирующего органа, на указанный объект зарегистрирован запрет на совершение регистрационных действий. Кроме того, в указанном уведомлении также имелась ссылка на непредставление заявителем оригинала либо надлежащим образом заверенной копии правоустанавливающего документа на данный объект.
Сообщением от 10.08.2018 за N 90/016/161/2017-7170 ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" отказано в государственной регистрации права собственности на спорной объект недвижимого имущества по основаниям не устранения заявителем причин, по которым приостанавливалась государственная регистрация прав, а именно, не представлен правоустанавливающий документ; сведения о площади объекта, указанные в документах кадастрового учета и представленной декларации о готовности объекта к эксплуатации различны, что, по мнению регистрирующего органа, не позволяет идентифицировать объект спорного недвижимого имущества.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для оспаривания заявителем вышеназванного решения регистрирующего органа в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) основанием для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 12.1 Закона N 6-ФКЗ в редакции, действовавшей в спорный период, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 и частью 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закона N 38-ЗРК) возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым права частной собственности признаются правом частной собственности, право аренды земельного участка соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 (ред. от 14.03.2016), изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года договор аренды земли (земельного участка) и решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации.
К документам, подтверждающим наличие ранее возникшего права, отнесен, в том числе документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра (пункт 25 Перечня).
Частью 6 статьи 8 Закона N 38-ЗРК установлена обязанность исполнительного органа власти, осуществляющего регистрацию прав, обеспечить перевод на русский язык документов, поданных на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, оформленных не на русском языке, если заявителем по собственной инициативе не представлены документы с переводом на русский язык.
Как указано выше, для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилое здание площадью 1184,5 кв. м заявитель представил в регистрирующий орган справку Крымского БТИ и выписки из Реестра недвижимого имущества Украины о государственной регистрации по законодательству Украины права собственности общества на литеры "Ф", "Ф1", "Ф2" площадями 370,8 кв. м, 394,6 кв. м, 173,4 кв. м, входящими в состав данного объекта недвижимого имущества, и нотариально удостоверенную копию декларации о реконструкции, подтверждающую строительство и ввод в эксплуатацию заявителем пристройки литера "ФЗ" площадью 243,4 кв. м к данному зданию. Спорное здание общей площадью 1.184,5 кв. м поставлено на кадастровый учет как единый объект недвижимого имущества.
При этом факт принятия уполномоченным органом решения об аресте спорного нежилого здания и установлении запрета на совершение регистрационных действий в отношении данного имущества не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, обстоятельства, указанные в оспариваемом решении регистрирующего органа в качестве оснований для отказа в государственной регистрации права, суд обоснованно признал не подтвержденными.
Давая правовую оценку вышеперечисленным документам, подтверждающим право собственности ООО "Автотранспортное предприятие Химпромсоюз" на нежилое здание общей площадью 1184,5 кв.м, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что данные документы по форме и содержанию соответствуют требованиям федерального законодательства и нормативным правовым актам акта, принятым уполномоченным органом государственной власти Республики Крым.
Выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты о признании незаконным оспариваемого решения Госкомрегистра Республики Крым судебная коллегия считает законными и обоснованными и неподлежащими отмене или изменению.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А83-19681/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2019 г. N Ф10-4615/19 по делу N А83-19681/2018