г. Калуга |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А83-1069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Власова Е.В., |
судей |
Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" (Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, Спуск Никитский, д. 52, ОГРН 1159102130329, ИНН 9103077883) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул. Гоголя, д. 14, ОГРН 1149102018493, ИНН 9102012851) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 9 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по делу N А83-1069/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН" (далее - учреждение, ФГБУН "НБС - ННЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым (далее - Госкомитет) от 25.10.2018 N 10.
Решением суда от 09.04.2019 в удовлетворении заявленного требования учреждения отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.07.2019 решение суда от 09.04.2019 оставлено без изменения.
ФГБУН "НБС-ННЦ", не согласившись с состоявшимися по делу решением от 09.04.2019 и постановлением от 24.07.2019, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит указанные решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители учреждения и Госкомитета, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей учреждения и Госкомитета в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из дела, ФГБУН "НБС - ННЦ" создано по распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 N 1743-р с использованием в качестве его материальной базы имущества, которое ранее было закреплено за государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр", перешедшего к последнему в соответствии с постановлением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 09.04.2014 N 1981-6/14 и распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1472-р от Никитского ботанического сада - Национального научного центра и других государственных предприятий Украины.
Также из дела видно, что на основании распоряжения Совета министров Республик Крым от 23.08.2016 N 974-р, приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 25.08.2016 N 751 министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым по передаточному акту учреждению в числе прочего имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления, был передан предусмотренный в пункте 188 приложения 1 к распоряжению Совета министров Республик Крым от 23.08.2016 N 974-р объект, указанный в этом акте как сооружение - Бюст Ленина.
На вышеназванный объект, созданный в 1962 г., представляющий собой установленный на постаменте бюст В.И. Ленина, находившийся в ведении Государственного Никитского ботанического сада, оформлялось охранное обязательство от 21.02.1971 N 644.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 627 расположенный на территории Никитского ботанического сада объект - памятник В.И. Ленину отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, отражаемым в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый реестр) и зарегистрирован в Едином реестре по приказу Министерства культуры Российской Федерации от 14.04.2017 N 87666-р.
Уставом ФГБУН "НБС - ННЦ" предусмотрена обязанность этого учреждения обеспечить сохранность и целевое использование закрепленного за ним имущества (пункт 27.4 Устава).
При рассмотрении дела судами установлено, что Госкомитетом по итогам проведенной проверки исполнения ранее выданного ФГБУН "НБС - ННЦ" предписания от 11.05.2018 N 4 был оформлен акт от 25.10.2018 N 19, содержащий сведения о том, что учреждением не выполнена обязанность устранить изменения, внесенные в облик объекта культурного наследия - памятник В.И. Ленину, произошедшие вследствие переноса бюста В.И. Ленина с постамента, где он располагался, в иное место на территории ботанического сада. Также не выполнена обязанность по внесению изменений в документы, отражающие нахождение этого имущества на балансе учреждения. В связи с этим главным специалистом отдела государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия Госкомитета выдано повторно предписание об устранении нарушений от 25.10.2018 N 10, обязывающее ФГБУН "НБС - ННЦ" обеспечить неизменность первоначального облика вышеназванного объекта культурного наследия, а также внести в документы учреждения о балансовой принадлежности этого объекта сведения о его наименовании, соответствующие официальным данным.
Не согласившись с предписанием от 25.10.2018 N 10, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением, указывая, что при его создании в числе передаваемого имущества был получен бюст В.И. Ленина, основания для возвращения которого на постамент в ботаническом саду, изначально использовавшийся для размещения другого объекта, отсутствуют.
Рассмотрев дело, арбитражный суд правильно отказал в удовлетворении заявления ввиду следующего.
Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 73-ФЗ к числу объектов культурного наследия отнесены памятники, представляющие собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в Единый реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпунктам 4, 4.1 статьи 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением данного Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия (подпункт 1 пункта 5 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия (подпункт 3 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 162 (далее - Положение), Госкомитет является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
К полномочиям Госкомитета отнесены наряду с другими организация государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия в Республике Крым; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов культурного наследия и предоставляемых услуг, за исключением объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2.4, 2.5 Положения).
В данном случае должностным лицом Госкомитета в связи с выявлением факта невыполнения ФГБУН "НБС - ННЦ" предписания от 11.05.2018 N 4, обязывающего данное учреждение устранить изменения, внесенные в первоначальный облик включенного в Единый реестр объекта культурного наследия - памятник В.И. Ленину, и уточить сведения в документах об этом объекте, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями по предмету ведения было выдано повторное предписание от 25.10.2018 N 10.
Суды правильно применительно к установленным по делу обстоятельствам и регулирующим отношения сторон нормам материального права не нашли оснований для удовлетворения требования заявления.
Суды при рассмотрении дела обоснованно исходили из того, что в связи с передачей ФГБУН "НБС - ННЦ" в числе прочего имущества находящегося на его территории памятника В.И. Ленину, охраняемого государством, данное учреждение обязано принять необходимые меры, направленные на восстановление его первоначального облика в соответствии с документально зафиксированными сведениями об этом объекте культурного наследия.
В судебном порядке приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.04.2017 N 87666-р не был оспорен, поэтому доводы учреждения о несогласии с тем, что памятник В.И. Ленину внесен в Единый реестр, правильно отклонены судом.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 9 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по делу N А83-1069/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.