г.Калуга |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А62-10337/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д.14а, ОГРН 1106732004488, ИНН 6732004533) - Решетняк Н.В. (дов. от 19.11.2019 N 5414д), Мошкова М.Ю. (дов. от 07.05.2019 N 2006д);
от заинтересованного лица: администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (214518, Смоленская область, Смоленский район, с.Пригорское, ул. Спортивная, д.2, адрес для корреспонденции: 214019, г. Смоленск, ул. Маршала Конева, д.28Е, ОГРН 1026701452997, ИНН 6714003858) - не явились;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Смоленские вторичные ресурсы" (214513, Смоленская область, Смоленский район, д. Кощино, ул. Дружбы, д.23А, ОГРН 1126714000071, ИНН 6714032545) - Шац Д.В. (дов. от 11.09.2019);
от прокуратуры Смоленской области (214000, г. Смоленск, ул. Дохтурова, д.2) - Васикова Н.Г. (поручение от 31.10.2019 N 8-134-2019, удост. ТО N 263902),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 по делу N А62-10337/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - администрация) о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.08.2016 N 67-RU67518000-37-2016, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Смоленские вторичные ресурсы" (далее - общество).
Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Смоленской области (далее - прокуратура).
Решением суда от 20.05.2019 в удовлетворении требования департамента отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, требование департамента удовлетворить, ссылаясь на неверные выводы судов о выборе департаментом ненадлежащего способа защиты права и о пропуске срока на обращение с указанным заявлением в арбитражный суд.
В отзывах на кассационную жалобу администрация выразила согласие с доводами жалобы, прокуратура и общество просили оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители департамента поддержали доводы кассационной жалобы, представители общества и прокуратуры поддержали доводы своих отзывов на жалобу.
Надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 23.05.2013 администрация выдала обществу разрешение N RU 67518000-91 на строительство объекта "Мусоросортировочный завод (1 очередь строительства)" по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Кощинское с.п., северо-восточнее д.Замятлино на расстоянии 3200 м, на земельном участке площадью 177440,0 кв.м с кадастровым номером 67:18:0060302:408 и земельном участке площадью 4200 кв.м с кадастровым номером 67:18:006302:450 (т.1 л.д.16).
Согласно описанному в разрешении этапу строительства в 1-ую очередь строительства входит строительство следующих объектов: мусоросортировочный цех площадью застройки 3601,2 кв.м, общая площадь 3590,7 кв.м; административно-бытовой корпус площадью застройки 668,24 кв.м, общая площадь 951,43 кв.м; блок вспомогательных служб площадью застройки 705,9 кв.м, общая площадь 715,5 кв.м; котельная площадью застройки 177,5 кв.м, общая площадь 156,45 кв.м; здание контрольно-пропускного пункта площадью застройки 43,67 кв.м, общая площадь 25,83 кв.м; насосная станция площадью застройки 48,95 кв.м, общая площадь 33,72 кв.м; водозаборные сооружения и внеплощадочные сети водоснабжения (т.1 л.д.16).
В связи с корректировкой проектной документации на строительство объекта "Мусоросортировочный завод на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области", разработанной ОАО "Смоленский промстройпроект" и получившей 27.03.2014 положительное заключение государственной экспертизы, в результате которой строительство объекта было разбито на два этапа (т.1 л.д.20), 16.04.2014 взамен вышеуказанного разрешения на строительство обществу выдано разрешение N RU 67518000-130 на два этапа строительства указанного объекта. В 1-ый этап строительства вошли следующие объекты: мусоросортировочный цех площадью застройки 3601,2 кв.м, общая площадь 3590,7 кв.м; котельная площадью застройки 177,5 кв.м, общая площадь 156,45 кв.м; здание контрольно-пропускного пункта площадью застройки 43,67 кв.м, общая площадь 25,83 кв.м; насосная станция площадью застройки 48,95 кв.м, общая площадь 33,72 кв.м; инвентарные здания: площадь застройки 288,0 кв.м, в том числе одного блок-контейнера NN 1-5 - 49,5 кв.м, блок-контейнера N 6 - 40,5 кв.м, общая площадь 240 кв.м, в том числе одного блок-контейнера NN 1-5 - 41,4 кв.м, блок-контейнера N 6 - 33,0 кв.м. Во 2-ой этап строительства вошел административно-бытовой корпус площадью застройки 668,2 кв.м, общая площадь 577,4 кв.м. В разрешении указано, что строительство осуществляется на земельном участке площадью 177440,0 кв.м с кадастровым номером 67:18:0060302:408. Разрешение на строительство выдано на 24 месяца, 14.04.2016 разрешение продлено до 16.04.2018 (т.1 л.д.18).
5 июля 2016 г. в администрацию поступило заявление от общества с просьбой продлить срок действия разрешения на строительство объекта на 24 месяца в связи с выполнением корректировки технических решений ранее разработанной и получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство мусоросортировочного завода и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объектов: мусоросортировочный цех и здание контрольно-пропускного пункта (т.2 л.д.140).
2 августа 2016 года Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области выдано заключение N 02-141 о соответствии объекта капитального строительства "Мусоросортировочный завод. 1-ый этап строительства" общая площадь: мусоросортировочный цех - 3590,7 кв.м, инвентарные здания - 240 кв.м, здание контрольно-пропускного пункта - 25,83 кв.м требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации, разработанной ОАО "Смоленский промстройпроект", требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Основанием для выдачи заключения указан акт проверки от 28.07.2016 N 02-0453 (т.2 л.д.9).
2 августа 2016 года администрация выдала обществу разрешение N 67-RU67518000-37-2016 на ввод объекта в эксплуатацию, из которого следует, что администрация разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: Мусоросортировочный завод на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. 1-ый этап строительства: мусоросортировочный цех, здание контрольно-пропускного пункта (т.1 л.д.12).
Ссылаясь на то, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным, так как введенный в эксплуатацию 1-ый этап строительства не соответствует проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, два построенных объекта не могут функционировать без других объектов 1-ого этапа строительства, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления департамента, суд первой инстанции свой ввод мотивировал тем, что департамент выбрал ненадлежащий способ защиты права, обратившись с заявлением об оспаривании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как введенный в эксплуатацию объект поставлен на кадастровый учет и на него зарегистрировано право собственности общества. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске департаментом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании разрешения на строительство.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неполном исследовании обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, с нарушением норм материального права и норм процессуального права.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ссылаясь на то, что разрешение выдано администрацией на незавершенный строительством объект капитального строительства в нарушение градостроительного законодательства и положений проектной документации.
Вывод судов о ненадлежащем способе защиты права, выбранном департаментом, мотивировал тем, что коль объект поставлен на кадастровый учет и право собственности на этот объект зарегистрировано, то департамент фактически оспаривает право собственности общества на объект, а оспорить право собственности путем оспаривания ненормативного правового акта в порядке главы 24 АПК РФ нельзя.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судов.
Департамент обратился с конкретным требованием и как орган, осуществляющий надзор за законностью выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, вправе оспорить в суде разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Судами установлено, что департамент имеет полномочия на оспаривание в суде разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 12.11.2018, согласно которым 20.11.2014 на кадастровый учет (кадастровый номер 67:18:0060302:585) поставлен объект незавершенного строительства, степень готовности 85%, расположенный по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, Кощинское с/п, северо-восточнее д. Замятлино, на расстоянии 3200 м. Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано за обществом 24.12.2014, запись регистрации N 67-67-01/275/2014-187. В выписке указано, что сведения об объекте имеют статус "актуальные" (т.3 л.д.45-51).
26 октября 2016 г. на кадастровый учет (кадастровый номер 67:18:0060302:626) поставлено нежилое здание площадью 3590,7 кв.м, наименование "Мусоросортировочный завод на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. 1-ый этап строительства. Мусоросортировочный цех". Право собственности на это здание зарегистрировано за обществом 09.11.2016, запись регистрации 67-67/001-67/001/102/2016-5849/1. В выписке также указано, что сведения об объекте имеют статус "актуальные" (т.3 л.д.52-58).
Из разделов "описание местоположения объекта" следует, что объекты с кадастровым номером 67:18:0060302:585 и кадастровым номером 67:18:0060302:626 являются одним и тем же объектом, который зарегистрирован в ЕГРН как два объекта, в том числе и как объект незавершенного строительства.
Суду следовало устранить данное противоречие.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации (органу, осуществляющему публичные полномочия) стало известно о нарушении прав и законных интересов, в данном случае в частности - неограниченного круга лиц вводом в эксплуатацию завода, строительство которого не завершено.
В заявлении, поступившем в Арбитражный суд Смоленской области 12.11.2018, департамент указал, что о выдаче обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ему стало известно из поступившего в департамент 14.09.2018 обращения Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 14.09.2018 N 2327/4.
Указанное обращение имеется в материалах дела, судом оно не исследовано (т.1 л.д.136).
Выводы суда о том, что департамент должен был узнать об оспариваемом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию при проведении в декабре 2017 года плановой проверки администрации Смоленского района по вопросу соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, что довод департамента о выборочной проверке разрешений на ввод объектов в эксплуатацию не подтвержден, сделаны при неполном исследовании доказательств, имеющихся в материалах дела.
В пункте 3.5 акта N 10 плановой проверки Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области по вопросу соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, проведенной департаментом в период с 22 по 28 декабря 2017 года, зафиксировано, что проводилась выборочная проверка правомерности выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. В акте перечислены, какие конкретно проверены разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Спорное разрешение не попало в проверку.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод о пропуске департаментом срока на обращение с заявлением в суд сделан судами в противоречие с имеющимися в деле доказательствами.
Кроме того, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в той части, что оспариванием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию спустя два года после его выдачи нарушаются "возникшие и реализованные" права общества, так как защите подлежат только законные права и интересы граждан и юридических лиц.
Суд не исследовал оспариваемое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на предмет соответствия его требованиям градостроительного законодательства, а поэтому вывод о законности прав общества, эксплуатирующего объект капитального строительства, разрешение на ввод в эксплуатацию которого оспаривается, сделан преждевременно.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 20.05.2019 и постановление от 01.08.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 по делу N А62-10337/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.