г. Калуга |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А83-775/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Власова Е.В., Ключниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии представителей:
от муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Жилищно-эксплуатационное объединение" (г. Красноперекопск, ул. Менделеева, д. 1, ИНН 9106007531, ОГРН 1149102176300): Яцишина К.А. (доверенность от 09.01.2019);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю: Янмин В.В. (доверенность от 03.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2019 года по делу N А83-775/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Жилищно-эксплуатационное объединение" (далее - предприятие, МУП "ЖЭО") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - управление, Крымское УФАС России) от 18.12.2018 по делу N 1474АД-18 о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2019 года, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
МУП "ЖЭО" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель МУП "ЖЭО" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, комиссией управления по результатам рассмотрения жалобы ООО СК "Единство" на действия аукционной комиссии МУП "ЖЭО" (заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт общежития, г. Красноперекопск, мкр. 8, д. 12" принято решение от 11.12.2017, на основании которого аукционная комиссия заказчика признана нарушившей статьи 66, 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик признан нарушившим части 1, 2 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. На основании пункта 4 решения заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, решено передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Впоследствии комиссией управления по результатам рассмотрения жалобы Службы экономической безопасности УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю на действия заказчика при проведении закупок "Капитальный ремонт общежития, г. Красноперекопск, мкр. 8, д. 11" принято решение от 10.08.2018, которым в действиях заказчика признано наличие нарушения пункта 9 части 1 статьи 93, части 2 статьи 93, части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе; материалы дела переданы должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
10.12.2018 управлением в отношении МУП "ЖЭО" составлен протокол об административном правонарушении по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением управления от 18.12.2018 МУП "ЖЭО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из отсутствия состава вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 данной статьи.
Объективной стороной данного правонарушения являются действия, выразившиеся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа.
Постановлением управления от 18.12.2018 по делу N 1474АД-18 МУП "ЖЭО" привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17.
Крымским УФАС России выдано предписание от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17, которым в том числе предписано заказчику, аукционной комиссии заказчика в течение трех рабочих дней со дня размещения данного решения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru отменить протоколы, составленные при проведении аукциона, и разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте, вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе и обеспечения заявок на участие в аукционе (пункт 1); заказчику привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17 и разместить измененную документацию об аукционе на официальном сайте, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, новую дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и новой дате проведения аукциона, при этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе (пункт 2).
На основании пункта 4 предписания заказчику, оператору электронной площадки необходимо осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17.
Пунктом 5 предписания предусмотрено, что заказчик, оператор электронной площадки в срок до 19.01.2018 обязаны исполнить данное предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде, а также по электронной почте.
Судами установлено, что 16.01.2018 заказчиком отменен протокол с номером 2287013 для протокола с номером 0575300001717000036-1-1 закупки с номером 0575300001717000036; отменен протокол с номером 2315108 для протокола с номером 0575300001717000036-2-1 закупки с номером 0575300001717000036; отменен протокол с номером 2315153 для протокола с номером 0575300001717000036-3 закупки с номером 0575300001717000036; размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.01.2018 N ИИ2"; закупка N 0575300001717000036 в части документа Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.01.2018 N ИИ2 автоматически возвращена на этап "Подача заявок".
При этом 18.01.2018 МУП "ЖЭО" направило в адрес Крымского УФАС России указанную информацию об исполнении предписания от 11.12.2017.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии в действиях МУП "ЖЭО" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды установили наличие доказательств, подтверждающих совершение МУП "ЖЭО" действий, направленных на исполнение предписания от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17 (письмо от 18.01.2018).
Управление не представило доказательства правомерности привлечения МУП "ЖЭО" к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение МУП "ЖЭО" предписания от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17.
Выводы о неисполнении МУП "ЖЭО" каких-либо конкретных действий, предусмотренных соответствующими пунктами предписания, в оспариваемом постановлении не приведены, между тем обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к административной ответственности, должны быть установлены именно административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Помимо этого, суды верно указали, что нарушение порядка заключения договора с единственным поставщиком после отмены рассматриваемой закупки, на которое ссылается административный орган, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Уплата государственной пошлины по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2019 года по делу N А83-775/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что 16.01.2018 заказчиком отменен протокол с номером 2287013 для протокола с номером 0575300001717000036-1-1 закупки с номером 0575300001717000036; отменен протокол с номером 2315108 для протокола с номером 0575300001717000036-2-1 закупки с номером 0575300001717000036; отменен протокол с номером 2315153 для протокола с номером 0575300001717000036-3 закупки с номером 0575300001717000036; размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.01.2018 N ИИ2"; закупка N 0575300001717000036 в части документа Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.01.2018 N ИИ2 автоматически возвращена на этап "Подача заявок".
При этом 18.01.2018 МУП "ЖЭО" направило в адрес Крымского УФАС России указанную информацию об исполнении предписания от 11.12.2017.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии в действиях МУП "ЖЭО" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
Управление не представило доказательства правомерности привлечения МУП "ЖЭО" к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение МУП "ЖЭО" предписания от 11.12.2017 по делу N 06/4772-17.
...
Помимо этого, суды верно указали, что нарушение порядка заключения договора с единственным поставщиком после отмены рассматриваемой закупки, на которое ссылается административный орган, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2019 г. N Ф10-5119/19 по делу N А83-775/2019