г.Калуга |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А09-1530/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей |
Р.Г.Калуцких В.И.Смирнова |
при участии:
от Закрытого акционерного общества "СИФУД - СЕРВИС" - не явились, извещены надлежаще;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СИФУД - СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А09-1530/2019,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СИФУД-СЕРВИС" (далее по тексту - общество, ЗАО "СИФУД - СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения от 21.11.2018 о возврате груза (акт о возврате груза N 017).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019, в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу судебными актами, ЗАО "СИФУД - СЕРВИС" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СИФУД-СЕРВИС", выступая в качестве экспедитора, осуществляло перевозку товара (замороженные куриные окорочка производства США) по маршруту г. Драугисте (Литовская республика) - г. Павлодар (Республика Казахстан) транзитом через территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
На станции Смоленск-Сортировочный движение груза 19.11.2018 было приостановлено сотрудниками Смоленской таможни ФТС России.
Сотрудниками Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 20.11.2018 составлен акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору.
На основании решения контролирующего органа (акт о возврате груза от 21.11.2018 N 017) вышеуказанный товар возвращен отправителю. При этом на товаросопроводительных документах был проставлен штамп "Ветеринарный надзор. Возврат груза".
Не согласившись с указанным решением Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, ЗАО "СИФУД-СЕРВИС" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Согласно части 1 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенной процедуре таможенного транзита относится таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Перевозка (транспортировка) по таможенной территории Союза товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, должна осуществляться с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (пункт 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического союза от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Президент Российской Федерации принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, предписывалось в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, с 06.08.2015 подлежат уничтожению.
Выше изложенные положения Указа Президента Российской Федерации не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Как указано выше, нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и принятые решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического союза предусматривают возможность установления специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведения соответствующего расследования, а также на реализацию ответных мер в соответствии с национальным законодательством участников союза.
Установленный законодательством Российской Федерации возврат транзитного товара относится к специальным защитным мерам в отношении товаров, страной происхождения которых являются государства, принявшие решение о введении экономических санкций.
Как следует из материалов дела, страной происхождения спорного мяса птицы являются Соединенные Штаты Америки, принявшие решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 мясо птицы, страной происхождения которого являются Соединенные Штаты Америки, до 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Федеральные органы исполнительной власти, Центральный Банк Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают реализацию специальных экономических мер (часть 4 статьи 4 Закона N 281-ФЗ).
Приказом Минсельхоза России и ФТС России от 06.11.2014 N 393 и N 2154 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службой государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора в местах совершения таможенных операций на территории Российской Федерации, отличных от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в отношении предназначенных для вывоза, ввезенных и перемещаемых транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товаров, подлежащих государственному ветеринарному надзору (далее - регламент), в соответствии с пунктом 6 которого должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора имеют право в установленном порядке, в том числе проводить проверку документов, осмотр (досмотр) ввезенных из иностранных государств, вывозимых с территории Российской Федерации, а также перемещаемых транзитом подконтрольных товаров; принимать решение о пропуске, о приостановке движения, о запрете ввоза, о возврате подконтрольных товаров, о разрешении транзита, о запрете транзита, о выпуске товаров, об отборе проб для проведения мониторинговых и обязательных лабораторных исследований.
Как следует из материалов дела, спорный товар - замороженные куриные окорочка производства США направлялся в контейнерах на железнодорожных платформах в адрес получателя ТОО "Заман-PVL" (Республика Казахстан). Отправителем груза являлось ВПА "Логистикс" (Литва). Экспедиционные услуги по доставке груза получателю оказывало ЗАО "СИФУД-СЕРВИС".
В железнодорожных накладных, сопровождавших груз, содержались штампы установленного образца "Ветеринарный надзор. Возврат груза" и "Ветеринарный надзор. Ввоз разрешен", датированные 12.11.2018 и 18.11.2018 соответственно и заверенные подписью ветеринарного инспектора ГУ "Белорусское управление госветнадзора на госгранице и транспорте", осуществлявшего ветеринарный контроль.
В пакете сопроводительных документов также имелся акт общей формы от 11.11.2018 N 4668-К о возврате грузов на литовскую железную дорогу по причине несоответствия представленных форм ветеринарных сертификатов США формам, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 607.
При этом в пакете сопроводительных документов отсутствовали документы, на основании которых Белорусским управлением госветнадзора принято решение от 18.11.2018 о разрешении ввоза груза.
В информационной системе "Аргус" по учету ввозимой на территорию Евразийского экономического союза груза информация о принятом решении в отношении спорного груза также отсутствовала.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о соответствии оспариваемого решения Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям требованиям вышеперечисленных норм действующего законодательства Российской Федерации являются обоснованными.
Наряду с изложенным, отказывая в удовлетворении заявленных требований ЗАО "СИФУД-СЕРВИС", арбитражный суд обоснованно учитывал и другие обстоятельства, имеющие значение по делу.
В частности, решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзор) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Положение), определяющее порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольных товаров и их дальнейшее перемещение.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государства-члена и компетентными органами стран-экспортеров.
Согласно пункту 3.8 Положения ветеринарные сертификаты при ввозе подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза должны быть оформлены на русском языке, а также на языке страны-экспортера и/или английском языке. Бланки этих ветеринарных сертификатов изготавливаются таким образом, чтобы свести к минимуму возможность их фальсификации (использование специальной бумаги, водяных знаков, наличие типографского номера и другие способы защиты).
Как следует из материалов дела, ветеринарные сертификаты, сопровождавшие спорный груз, оформлены были с нарушением установленного порядка и содержали взаимоисключающую информацию, что также служило основанием для принятия уполномоченным органом решения о возврате транзитного товара.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и решений, принятых Межгосударственным Советом Евразийского экономического союза и Комиссией таможенного союза, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А09-1530/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.