г. Калуга |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А84-3151/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Бутченко Ю.В. Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
|
|
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "ТР-Цемент" (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 29, офис 17, ОГРН 1136164001016, ИНН 6164311895)
от Севастопольской таможни (299011, Республика Крым, г. Севастополь, пл. Нахимова, д. 5А, ОГРН 1147745418423, ИНН 7730705052) |
|
Базаровой Л.П. - представителя (дов. от 04.09.2018 б/н, пост., диплом)
Кисилева О.А. - представителя (дов. от 09.01.2019 N 04-12/02, пост., диплом) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области и Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу Севастопольской таможни на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А84-3151/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТР-Цемент" (далее - ООО "ТР-Цемент", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Севастопольской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 02.09.2018 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/230818/0000123, а также о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 решение суда отменено. Требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе таможенный орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом в таможню подана ДТ N 10011010/230818/0000123, в соответствии с которой заявлен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - клинкер портландцементный, насыпью, предназначен для производства портландцемента и дальнейшего использования в качестве строительного материала для наружных и внутренних строительных работ, а также общестроительного назначения, не предназначен для дорожного строительства, согласно стандартам турецкого института стандартов ЕN 197-1:2011 соответствует требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, производитель: NUH CIMENTO SANAYI A.S., TURKEY, количество: 11600 т., стандарт: 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Среди прочих документов, представленных вместе с декларацией, обществом в таможню представлены сертификат соответствия от 09.04.2018 N РОСС ТR.СГ43.В02743, срок действия с 09.04.2018 по 08.04.2019, действие которого распространяется на серийный выпуск товара клинкер портландцементный марки "NUH", производитель фирма NUH CIMENTO SANAYI A.S., Турция, указывающий на соответствие требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013; информационная этикетка на партию товара от 02.08.2018, акт анализа состояния производства от 16.03.2018 N 001, накладная от 26.03.2018 N 7625655634, акт отбора образцов от 16.03.2018 N 1, протокол испытаний от 05.04.2018 N 116-ф-18 (ОА), паспорт качества от 02.08.2018, инвойс 18 ЕХ0072 от 30.07.2018, протокол испытаний радиационных характеристик от 05.04.2018 N 116-Р-180А), трехсторонний договор о сотрудничестве на проведение субподрядных работ от 01.04.2018 N 3, протокол испытаний от 05.04.2018 N 116-Х-18 (ОА) (с приложением), договор от 22.01.2018 N 2, договор от 01.09.2017 N 1.
Таможней у общества запрошены дополнительные документы, в том числе - документы (сведения) о проведении/непроведении дополнительного инспекционного контроля в отношении настоящей судовой партии товара, включающего протокол испытаний, акт по результатам инспекционного контроля.
24.08.2018 по запросу таможенного поста заявителем представлены следующие документы: акт отбора проб от 08.08.2018 N Зик, протокол испытаний от 13.08.2018 N 297-Х-18 (ОА) (с приложением, протокол испытаний от 13.08.2018 N 297-Р-18 (ОА), письмо ООО "ТР-Цемент" от 29.08.2018 N 255.
Документы, подтверждающие проведение дополнительного инспекционного контроля в отношении поступившей партии товара "клинкер портландцементный, насыпью", либо результаты контроля таможенному органу не были представлены, в связи с чем 02.09.2018 таможней принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/230818/0000123 на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
ООО "ТР-Цемент", полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с указанным выше требованием.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для истребования у общества дополнительных документов, указав, что ввозимый обществом товар подлежит обязательной сертификации (правила сертификации цементов в Российской Федерации определены ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов (далее - ГОСТ Р 56836-2016), и решение о выпуске товара может быть принято таможенным органом только после осуществления органом по сертификации инспекционного контроля ввозимой партии цемента, который предусмотрен настоящим ГОСТом.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) документы и (или) сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случаях если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; а также таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Согласно пункту 8 статьи 325 ТК ЕАЭС, в случае если запрошенные в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в сроки, установленные пунктом 7 настоящей статьи, и не соблюдено условие, предусмотренное статьей 121 настоящего Кодекса, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что представленный обществом при декларировании сертификат соответствия от 09.04.2018 N РОСС ТR.СГ43.В02743, сроком действия с 09.04.2018 по 08.04.2019, распространяется на серийный выпуск товара клинкер портландцементный марки "NUH", производитель фирма NUH CIMENTO SANAYI A.S., Турция, и подтверждает соответствие ввозимого товара требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Подлинность сертификата, полномочия выдавшей этот сертификат организации, а также достоверность указанных в ней сведений таможней не оспариваются.
Основанием для отказа в выпуске товара, послужило непредставление обществом запрошенного таможней акта инспекционного контроля на ввозимую партию товара.
Вместе с тем, нормами международных договоров, актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов не предусмотрено предоставление декларантом в таможенный орган дополнительных требований к сертификату, в том числе - акта инспекционного контроля на декларируемую партию товара.
В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу.
Кроме того, ГОСТ Р 56836-2016 имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "Об утверждении национального стандарта" N 1-ст, согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом.
Правовая позиция, в соответствии с которой ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер, изложена в мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 11.08.2016 по делу N АКПИ16-560.
Таким образом, удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства и руководствуясь указанными выше нормами права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа обществу в выпуске товара по спорной ДТ.
Доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении норм материального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А84-3151/2018 оставить без изменения, а кассационную Севастопольской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу.
Кроме того, ГОСТ Р 56836-2016 имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "Об утверждении национального стандарта" N 1-ст, согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом.
Правовая позиция, в соответствии с которой ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер, изложена в мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 11.08.2016 по делу N АКПИ16-560."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2019 г. N Ф10-4574/19 по делу N А84-3151/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3151/18
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4574/19
20.06.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-746/19
26.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3151/18