город Калуга |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А83-1045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) (Республика Крым, г. Джанкой, ул. Ленина, д. 8, ОГРН 1149102012730, ИНН 9105000244): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым (Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Энгельса, д. 3, ОГРН 1159102015181, ИНН 9105009695): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Вышивановой Натальи Дмитриевны (Республика Крым, п. Октябрьское): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2019 года по делу N А83-1045/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) (далее - УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым (далее - ДТИСЗН Администрации Красногвардейского района Республики Крым, департамент) с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере 9539 руб. 04 коп. вследствие непредставления департаментом в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Вышиванова Наталья Дмитриевна.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся решение и постановление судов, как не соответствующие требования закона.
В отзыве на кассационную жалобу УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) указывает, что не имеется оснований для отмены состоявшихся судебных актов и просит о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
В связи с неявкой в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменного отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятого в приемную семью, выплачивается денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям, в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации на соответствующий период. Порядок назначения и выплаты денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядком назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 683, предусмотрено, что денежное вознаграждение предоставляется на основании заявления о назначении денежного вознаграждения, подаваемого приемными родителями в орган труда и социальной защиты населения по месту проживания приемных родителей (пункт 3.2); органы труда и социальной защиты населения до 2 числа текущего месяца формируют и подают заявку об объеме выплат, необходимых для выплаты денежного вознаграждения приемным родителям (пункт 5.2); органы труда и социальной защиты населения несут ответственность за правильность начисления и выплаты денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям (пункт 6.2).
Как следует из материалов дела, Вышивановой Н.Д. была назначена пенсия по старости. Кроме того, она, как сторона в договорах с Администрацией Красногвардейского района Республики Крым о передаче детей на воспитание в приемную семью Вышивановых, заключенных в 2014 году, являлась получателем денежных средств в счет вознаграждения, причитающегося приемным родителям.
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратившего силу с 01.01.2017) видам доходов, освобождаемых от обложения страховыми взносами, поэтому с указанного вознаграждения производится отчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как видно из дела, ДТИСЗН Администрации Красногвардейского района Республики Крым в сведения, ежемесячно предоставляемые в фонд в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", включал информацию о Вышивановой Н.Д., как о работающем лице. С учетом этого обстоятельства фондом выплата пенсии Вышивановой Н.Д. осуществлялась как работающему пенсионеру, без ее увеличения по правилам части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также из дела видно, что департаментом сведения о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года, в том числе и о Вышивановой Н.Д., по форме СЗВ-М "исх." направлялись в фонд 04.10.2016, а затем 25.10.2016 по форме СЗВ-М "отмн." были отменены и фактически предоставлены фонду в апреле 2018 года.
Не получив от департамента сведения за сентябрь 2016 года в установленный срок, фонд принял решение об индексации Вышивановой Н.Д., как неработающему пенсионеру, причитающихся выплат в счет пенсии, а после предоставления в 2018 году департаментом сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года, фондом был составлен протокол от 12.10.2018 N 187 об излишней выплате индексированной страховой пенсии указанному лицу за период с 01.12.2016 по 01.05.2018 в сумме 9539 руб. 04 коп.
По мнению фонда, переплата пенсии Вышивановой Н.Д., как работающему пенсионеру, произошла по причине несвоевременного представления департаментом сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, поскольку дополняющая форма от департамента поступила в апреле 2018.
УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) 24.10.2018 обратилось к ДТИСЗН Администрации Красногвардейского района Республики Крым с требованием о погашении суммы в размере 9539 руб. 04 коп., излишне выплаченной в период с 01.12.2016 по 31.05.2018 Вышивановой Н.Д.
Поскольку добровольно департамент указанную сумму не возместил, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме. С решением суда согласился суд апелляционной инстанции. Суды исходили из того, что фонд обоснованно проиндексировал причитающиеся Вышивановой Н.Д. суммы пенсии, как неработающему лицу, а в последующем правомерно потребовал у департамента возвратить излишне уплаченные ей денежные средства, поскольку их переплата произошла из-за действий департамента.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить состоявшиеся решение и постановление судов, исходя из следующего.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) согласно его статье 1 устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Положениями статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8).
Из приведенных положений закона следует, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность.
В данном случае такие сведения в отношении Вышивановой Н.Д. фонду предоставлены не были (информация о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года в октябре 2016 года департаментом была отозвана, а иная информация в этом месяце - не предоставлена), поэтому у фонда не имелось оснований полагать, что Вышиванова Н.Д. прекратила работу. Кроме того, уже с октября 2016 года департаментом своевременно предоставлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, включающие в том числе и информацию о Вышивановой Н.Д., как о работающем пенсионере, что с учетом такой информации давало возможность фонду совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанному лицу проиндексированных сумм пенсии. Однако, располагая указанными сведениями, фонд осуществил выплаты сумм пенсии Вышивановой Н.Д. в повышенном размере с 01.12.2016 по 31.05.2018. При таких обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии вины департамента в излишней выплате Вышивановой Н.Д. сумм пенсии, суды неправильно применив к рассматриваемым отношениям регулирующие их нормы материального права, ошибочно удовлетворили заявленные пенсионным фондом требования.
С учетом изложенного состоявшиеся судебные акты не могут быть признаны соответствующими закону и подлежат отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2019 года по делу N А83-1045/2019 отменить.
В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2019 г. N Ф10-5919/19 по делу N А83-1045/2019