г. Калуга |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А83-3325/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Крым Ойл" (ОГРН 1149102008989, ИНН 9105000170, ул. Джанкойская, д. 3А, г. Джанкой, Республика Крым, 296108) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от отдела государственного надзора по Республике Крым Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ул. Крымской правды, д. 61, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295, проспект, Соколова, д. 58/173, г. Ростов-на-Дону, 344000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А83-3325/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крым Ойл" (далее - ООО "Крым Ойл", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного надзора по Республике Крым Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Отдел, административный орган) от 13.02.2019 N 14-38/4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено с участием Южного межрегионального территориального Управления Росстандарта (далее - ЮМТУ Росстандарта).
Решением суда от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе ЮМТУ Росстандарта просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 27.08.2019, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением прокуратуры Кировского района Республики Крым от 18.12.2018 в отношении ООО "Крым Ойл" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, которое вместе с материалами проверки в соответствии со статьей 23.52 КоАП РФ направлено для рассмотрения в отдел государственного надзора по Республике Крым Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Постановлением начальника Отдела от 13.02.2019 N 14-38/4 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Общество, посчитав вышеназванное постановление незаконным, оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию 2 к данной статье под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1 - 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" и приложениями 2-7 к нему.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, то есть правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение требований Технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что настоящим законом регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В статье 6 Федерального закона N 184-ФЗ определен исчерпывающий перечень целей принятия технических регламентов. Так, технические регламенты принимаются исключительно в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Статьей 7 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что минимально необходимые требования к безопасности продукции устанавливаются техническим регламентом.
Положение абзаца 3 пункта 3 статьи 7 вышеуказанного Закона предусматривает, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 N 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". ТР ТС 013/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 ТР ТС 013/2011 соответствующий технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо. ТР ТС 013/2011 устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС. Из содержания приложения 3 "Требования к характеристикам дизельного топлива" к ТР ТС 013/2011 следует, что температура вспышки дизельного топлива, в том числе, для экологического класса К5 для летнего и межсезонного дизельного топлива в закрытом тигле должна быть не ниже 55°C.
Административным органом установлено, что Общество на автозаправочной станции "RedPetrol "Первомайская", расположенной по адресу: ул. Парашютная 1б, с.Первомайское, Кировский Район Республики Крым, допущено к реализации дизельное топливо Евро, летнее, сорта С, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5), которое не соответствует требованиям технического регламента ТС по показателю "Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, С" - норма, установленная ТР ТС 013,11 не ниже 55 С, норма по ГОСТ выше 55 С, фактическое значение - 53. Указанное зафиксировано в протоколе испытаний от 10.10.2018 N 377.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1447-ст введен в действие в качестве национального стандарта в Российской Федерации с 01.03.2014 межгосударственный стандарт ГОСТ 31873-2012 "Нефть и нефтепродукты, методы ручного отбора проб" (далее - Стандарт).
Действие указанного стандарта распространяется на методы ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов в жидком, полужидком или твердом состоянии из резервуаров, трубопроводов, барабанов, бочек, бидонов, труб, мешков, котлов и открыто выгружаемых потоков.
Стандартом установлены определенные требования к отбору проб нефтепродуктов, в том числе, к таре, в которую она должна помещаться, условиям транспортировки, и иным обстоятельствам, способным повлиять на результаты исследования.
Отбор проб нефтепродуктов в соответствии с п. 3.11 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 231, (далее - Инструкция) оформляют актом (приложение 3 к данной Инструкции). Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах. В акте указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ.
Вместе с тем, как верно указал суд первой и апелляционной инстанций, из представленных в материалы дела доказательств, помимо протокола испытаний от 10.10.2018 N 377, не представляется возможным установить соблюдение административным органом установленных условий и требований к отбору проб топлива, которые могли повлиять на показатель "температура вспышки в закрытом тигле", так как административным органом не представлен акт отбора проб.
С учетом допущенных административным органом нарушений требований ГОСТ 2517-2012 и Инструкции при отборе проб топлива, суды правомерно посчитали, что протокол испытаний не может быть признан надлежащим и достоверным доказательством по делу об административном правонарушении.
Описание в кассационной жалобе методов по отбору проб не может заменить сам акт отбора проб. Объяснений причин не представления в суд этого акта в кассационной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, заявление Общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности правомерно удовлетворено судом.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
В кассационной жалобе ставится вопрос только об отмене постановления суда апелляционной инстанции, а поскольку постановлением суда апелляционной инстанции оставлено без изменения решение суда первой инстанции от 24.06.2019, в кассационном порядке проверена также и законность данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А83-3325/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отбор проб нефтепродуктов в соответствии с п. 3.11 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 231, (далее - Инструкция) оформляют актом (приложение 3 к данной Инструкции). Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах. В акте указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ.
...
С учетом допущенных административным органом нарушений требований ГОСТ 2517-2012 и Инструкции при отборе проб топлива, суды правомерно посчитали, что протокол испытаний не может быть признан надлежащим и достоверным доказательством по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2019 г. N Ф10-6014/19 по делу N А83-3325/2019