г.Калуга |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А83-8231/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Власова Е.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д.125, корп.Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились;
от заинтересованного лица: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Камская, д.12, ОГРН 1149102135852, ИНН 9102062186) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А83-8231/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (далее - учреждение) финансовых санкций в сумме 500 рублей.
Решением суда от 01.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей фонда и учреждения в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, учреждение в установленный законом срок - 15.05.2017 по электронным каналам связи представило в УПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 20).
Самостоятельно обнаружив несоответствие в представленных сведениях, учреждение 29.09.2018 по электронным каналам связи направило в адрес УПФР дополняющую форму отчета СЗВ-М за апрель 2017 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 19).
В связи с представлением учреждением 29.09.2018 дополняющей формы СЗВ-М за апрель 2017 года, пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой составлен акт от 11.10.2018 N 091S18180017785 и принято решение от 21.11.2018 N 091S19180019966 о привлечении учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб. за непредставление учреждением в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М - нарушение пунктов 2- 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции 17.12.2018 пенсионный фонд выставил учреждению требование N 091S01180026202 об уплате в срок до 09.01.2019 500 руб. финансовых санкций, неисполнение которого послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
4 марта 2019 г. судом выдан судебный приказ на взыскание 500 руб. штрафа и расходов на уплату государственной пошлины в сумме 1000 руб.
В связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа от 04.03.2019 по делу N 83-2826/2019 определением суда от 04.04.2019 судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что основания для привлечения учреждения к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М отсутствуют, поскольку учреждение самостоятельно выявило неточности в представленном 15.05.2017 отчете по форме СЗВ-М и исправило их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений по форме СЗВ-М "доп".
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, частью 3 статьи 17 этого Закона предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судами установлено, что учреждение самостоятельно обнаружило ошибку и представило в пенсионный фонд корректирующие сведения за апрель 2017 года 29.09.2018.
Довод кассационной жалобы о том, что финансовые санкции не применяются в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений в отношении застрахованного лица, неточные сведения о котором были в ранее представленной форме, а не в случае представления сведений о лицах, информация о которых ранее вообще не представлялась, несостоятелен.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Исходя из изложенного, суд по праву отказал пенсионному фонду в удовлетворении его требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А83-8231/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
...
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
...
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2020 г. N Ф10-149/20 по делу N А83-8231/2019