г. Калуга |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А23-4433/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена "15" января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "22" января 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Серокуровой У.В.
судей Нарусова М.М.
Попова А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АГР": представители Максимова Т.Ю. по доверенности от 20.06.2023, Зеликин В.А. по доверенности от 20.06.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Фасилитек": представитель Климова Е.Н. по доверенность от 01.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГР" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А23-4433/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фасилитек" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фольксваген Груп Рус" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "АГР") (далее - ответчик, ООО "АГР") о взыскании 1028590,18 руб. задолженности за оказанные в феврале 2021 года услуги по договору от 11.12.2019 N 4600003603/А07, 129264,22 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.04.2021 по 31.05.2023 с продолжением начисления по дату фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Курьер-регион" (далее - ООО "Курьер-регион").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 1028590,18 руб. задолженности, 129264,19 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 22.04.2021 по 31.05.2023, с продолжением начисления по день фактической оплаты задолженности. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении иска отказать. Кассатор не согласен с оценкой, данной судами имеющимся в деле доказательствам, и сделанными на ее основе выводами. Ссылается на то, что истец и ответчик согласовали электронный документооборот, не возражали против направления информации в электронном виде и руководствовались данной информацией в ходе исполнения обязательств.
В судебном заседании суда округа представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель истца в судебном заседании суда округа и в ранее представленном письменном отзыве возражал против доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.12.2019 между ООО "Фасилитек" (контрагент, исполнитель) и ООО "Фольксваген Груп Рус" (заказчик) заключен договор N 4600003603/А07, по условиям которого исполнить оказывает услуги по уборке внутренних производственных, служебных, офисных и складских помещений заказчика, расположенных по адресу город Калуга ул. Автомобильная, д. 1, а заказчик оплачивает данные услуги.
В силу пункта 1 договора контрагент обязуется оказывать услуги, описание и место оказания которых, а также ставка вознаграждения контрагента приведены в приложения N 1 к договору, а ответчик обязуется принять оказанные надлежащим образом услуги и оплатить их согласно § 3 договора. Заказ услуг по договору осуществляется на основании заявки, в которой указываются задание, дата начала и окончания оказания услуги, ее стоимость. Контрагент обязуется оказывать услуги по договору с соблюдением требований, изложенных в приложениях к договору.
Согласно пункту 2.2 договора, услуги оказываются на основании заявок, подписанных уполномоченными представителями заказчика и подтвержденных уполномоченными представителями контрагента. Направление заявок и их подтверждения осуществляется по электронной почте. Список уполномоченных представителей сторон и их контактные данные, используемые для направления/получения заявок, их подтверждений: со стороны заказчика: Степаненко Оксана; Терешенкова Любовь; Витион Екатерина; со стороны исполнителя Латынцев Дмитрий.
Заявка должна быть направлена в срок за 2 рабочих дня (при пятидневной рабочей неделе) до предполагаемой даты начала оказания услуг.
Контрагент обязуется в течение 1 рабочего дня (при пятидневной рабочей неделе) со дня получения заявки от заказчика рассмотреть ее, подписать и направить обратно либо направить мотивированное возражение. После подтверждения заявки контрагент может приступить к оказанию услуг.
Факт оказания услуг по соответствующей заявке подтверждается ежемесячно актом о приемке оказанных услуг, подписываемом в порядке, установленном в п. 4.3 общих условий закупок (далее - ОУЗ) (пункт 2.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора, оплата оказанных услуг по соответствующей заявке должна осуществляться в течение 30 календарных дней с даты подписания обеими сторонами акта, но не ранее предоставления следующих документов: счет, акт и счет-фактура/универсальный передаточный документ (оригиналы), заявка (подписанная с 2-х сторон копия).
В силу пункта 4.3 договора в случае возникновения в ходе исполнения договора каких-либо вопросов, связанных с оказанием или приемкой услуг, следует обращаться к представителям заказчика и/или контрагента, указанным в п. 2.2 договора.
Неотъемлемой частью договора являются: приложение N 1 "существенные условия"; приложение N 2 "техническое задание на уборку внутренних производственных, служебных, офисных и складских помещений ООО "Фольксваген Груп Рус" б/н от 07.09.2018", отправленное контрагенту 16.11.2018 посредством электронной почты, с учетом корректировки, отправленной 08.07.2019 и 15.07.2019 посредством электронной почты (пункт 4.4 договора).
Как установлено в п. 4.3, 6.1, 6.4, 18.4, 22.1, 22.4, 22.5, 22.8, 22.9 ОУЗ, факт выполнения работ/оказания услуг подтверждается соответствующим актом о приемке/актом приема-передачи услуг (работ)/актом об оказании услуг (выполнении работ), а в случае расчета по часовым ставкам, также карточкой учета рабочего времени или соответствующим отчетом с указанием количества рабочих часов, отработанных сотрудниками контрагента, которые контрагент предоставляет заказчику - если иные сроки не согласованы в соответствующем договоре - в течение 5 календарных дней после выполнения работ /оказания услуг по договору или по конкретному заказу (для рамочных договоров) или в течение 5 календарных дней после окончания каждого месяца (если работы выполняются/услуги оказываются более одного месяца) в двух экземплярах, подписанных контрагентом. В акте о приемке указываются перечень, объем и стоимость выполненных работ /оказанных услуг, а также сведения, перечисленные в п. 5.4 ОУЗ.
В течение 10 рабочих дней с даты получения акта о приемке и карточки/отчета (если их предоставление необходимо), если иной срок не согласован сторонами в соответствующем договоре, заказчик проверяет их содержание и подписывает указанные документы со своей стороны либо предоставляет контрагенту обоснованный письменный отказ от их подписания. Подписание заказчиком актов КС-2 не является приемкой работ по качеству.
При мотивированном отказе от приемки работ/услуг заказчик в течение 10 рабочих дней с момента получения указанных актов о приемке и карточки/отчета (если их представление необходимо) направляет контрагенту перечень замечаний и необходимых доработок с указанием сроков их выполнения.
По получении от заказчика отказа от приемки работ/услуг и перечня замечаний контрагент осуществляет доработки за свой счет. Повторная сдача-приемка работ/услуг после устранения недостатков осуществляется сторонами в порядке, установленном в настоящем пункте ОУЗ.
Поставляемый контрагентом товар/выполняемые им работы/оказываемые услуги должны отвечать требованиям качества, содержащимся в нормативных правовых и нормативных технических актах Российской Федерации, ЕАЭС и/или требованиям VW, установленным в соответствующем договоре и/или приложениях к нему.
В случае обнаружения каких-либо недостатков товара/результата выполненных работ/оказанных услуг, если контрагент не приступил к их устранению незамедлительно после получения соответствующего уведомления от заказчика, и если только иной срок не был согласован сторонами, заказчик вправе устранить их за свой счет и потребовать у контрагента возмещения своих расходов в связи с устранением таких недостатков в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Все письма, обращения, заявления, претензии, уведомления, извещения по договору должны быть составлены в письменной форме, подписаны сторонами либо надлежащим образом уполномоченными лицами, скреплены печатями сторон (если имеются) и переданы заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо посредством курьерской экспресс-почты с уведомлением о вручении по адресу, приведенному в разделе договора, содержащем адреса и реквизиты сторон.
Суды двух инстанций приняли во внимание, что указанные письма, обращения, заявления, претензии, уведомления, извещения считаются полученными другой стороной в момент получения указанных документов адресатом, что подтверждается соответствующим уведомлением о получении (вручении) корреспонденции.
По требованию заказчика стороны должны осуществлять документооборот в электронной форме при подписании и исполнении сторонами любых заключенных между ними договоров, а также иных документов, которыми стороны могут обмениваться в ходе делового сотрудничества по заключенным договорам. В случае отказа контрагента от исполнения указанного выше требования, заказчик вправе приостановить исполнение своих обязательств по договору, направив контрагенту соответствующее уведомление в порядке, установленном в п. 18.4 ОУЗ. В период между приостановлением исполнения обязательств по договору и до исполнения контрагентом требования заказчика, указанного в настоящем пункте ОУЗ, заказчик не будет нести ответственность в связи с неисполнением своих обязательств по договору.
При ведении документооборота по договорам в электронной форме стороны руководствуются следующими правилами: документооборот по договорам в электронной форме осуществляется между сторонами с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) и с использованием системы электронного документооборота организации, обеспечивающей обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи (оператор электронного документооборота) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; контрагент обязан формировать документы и высылать их заказчику через оператора электронного документооборота в составе одного пакета (УПД, счет на оплату и иные документы); стороны признают КЭП аналогом собственноручной подписи (равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе). Стороны признают, что документы, подписанные КЭП, имеют равную юридическую силу с соответствующими документами на бумажных носителях, имеют силу в качестве письменных доказательств в судах Российской Федерации, судах иностранных государств, международных судах и арбитражах, при предоставлении в органы государственной власти Российской Федерации.
Суды установили, что во исполнение договора в период с 01.02.2021 по 28.02.2021 по заказу ответчика по внутренней уборке здания стоимостью 2438306,51 руб. истец оказал заказанные услуги и дополнительные услуги стоимостью 2471920,32 руб., предъявил их к приемке через электронный документооборот, почтой, заказчик оплатил их в размере 1409716,31 руб., отказался от их приемки в остальной части в связи с ненадлежащим оказанием (заказы от 27.01.2021 N 4700204237, 4700204238, акт от 28.02.2021 N ФСК00001346, табели учета рабочего времени, письма от 04.03.2021, 10.03.2021, 12.03.2021, 11.03.2021 N 5/17589, накладная от 05.03.2021 N 496-6657748-00005093, платежное поручение от 14.04.2021 N 632898).
Ранее истец отказался от исполнения договора с 31.03.2021 в связи с согласованием сторонами его расторжения (уведомление от 18.01.2021, квитанция от 19.01.2021, опись от 19.01.2021, документы в электронном виде).
Судами установлено, что для исполнения договора истец зарегистрировал филиал, работников, технику для оказания услуг по договору.
Исполнитель осуществлял контроль качества работы своих сотрудников (договор от 30.03.2018 N СОТ03.2018-КДП-53, от 01.02.2020 N 01/02-20, акты от 05.02.2021, 09.02.2021, 17.02.2021, 24.02.2021, 26.02.2021, 28.02.2021, бланки проверки качества, показания свидетеля).
Между сторонами сложились правоотношения по направлению документов через электронный документооборот, посредством которого заказчик не направил претензии по качеству оказываемых услуг в спорный период (сведения из ЭДО, протокол осмотра доказательств, документы в электронном виде).
Поскольку ответчик отказался добровольно удовлетворить требование истца об исполнении обязательств по договору (претензия от 13.04.2021, квитанция от 13.04.2021, опись от 13.04.2021), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных правовых норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.
Согласно статье 783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
В силу ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
На основании п. 10.1 ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.11.2014 N 1554-ст, качество профессиональной уборки оценивают визуальными (органолептическими) методами. Оценку проводят не позднее чем через 30 мин по окончании всех операций уборки и/или полного цикла технологического процесса по уходу за поверхностями при условии, что помещения не эксплуатировались.
Факт оказания истцом услуг в заявленном объеме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в то время как, вопреки доводу кассатора, ответчик не представил надлежащих доказательств неоказания услуг, их оказания в меньшем объеме, некачественного оказания.
Суды двух инстанций отметили, что действуя разумно, добросовестно, осмотрительно, заказчик не лишен был права совместно с исполнителем проверять качество уборки, в случае выявления фиксировать недостатки в согласованном, установленном ГОСТ Р 51870-2014 порядке. Направленные по несогласованным адресам электронной почты, за отличные от спорного периоды, по иной внешней уборке замечания, равно как и направленные через курьера после истечения спорного периода отказы от приемки услуг, исполнения договора, с учетом показаний свидетелей Алиевой Л.Г., Филипповой В.В., не свидетельствуют о ненадлежащем оказании услуг по внутренней уборке по договору в спорный период.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что заказчик немотивированно и безосновательно отказался от приемки услуг истца, нарушив при этом условия договора о порядке контроля и приема оказываемых исполнителем услуг, в связи с чем правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1028590,18 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 129264,19 руб., начисленных с 22.04.2021 по 31.05.2023 по момент исполнения обязательства, с применением действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Банка России от размера неисполненного обязательства (статья 395 ГК РФ, пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Приведенные в кассационной жалобе доводы по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе и позволяющих отменить или изменить оспариваемые решение и постановление, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ, суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А23-4433/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
У.В. Серокурова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций отметили, что действуя разумно, добросовестно, осмотрительно, заказчик не лишен был права совместно с исполнителем проверять качество уборки, в случае выявления фиксировать недостатки в согласованном, установленном ГОСТ Р 51870-2014 порядке. Направленные по несогласованным адресам электронной почты, за отличные от спорного периоды, по иной внешней уборке замечания, равно как и направленные через курьера после истечения спорного периода отказы от приемки услуг, исполнения договора, с учетом показаний свидетелей Алиевой Л.Г., Филипповой В.В., не свидетельствуют о ненадлежащем оказании услуг по внутренней уборке по договору в спорный период.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что заказчик немотивированно и безосновательно отказался от приемки услуг истца, нарушив при этом условия договора о порядке контроля и приема оказываемых исполнителем услуг, в связи с чем правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1028590,18 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 129264,19 руб., начисленных с 22.04.2021 по 31.05.2023 по момент исполнения обязательства, с применением действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Банка России от размера неисполненного обязательства (статья 395 ГК РФ, пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2024 г. N Ф10-6631/23 по делу N А23-4433/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6631/2023
07.11.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5628/2023
30.06.2023 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-4433/2021
02.06.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3304/2022