г. Калуга |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А64-7763/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Толкачевой И.Ю. Шильненковой М.В. |
|||
|
|
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца ООО "Котовская ТЭЦ" |
|
Самойлова А.С. (доверенность от 18.02.2020 N 259, |
||
от ответчика Управление по регулированию тарифов Тамбовской области |
|
Киреевой М.А. (доверенность от 13.01.2020 N 01-34/29), Вирченова Д.В. (доверенность от 10.01.2020 N 01-34/06), |
||
от третьего лица Администрация города Котовска Тамбовской области |
|
Чемеркиной О.В.(доверенность от 09.01.2020 N 1), |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" и Администрации города Котовска Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А64-7763/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Котовская ТЭЦ" (далее - ООО "Котовская ТЭЦ", истец) обратилось с иском к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление тарифов, ответчик) об определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии (паровых котлов ст. N 4, N 5 и паровой турбины ст. N 4) по требованию Администрации города Котовска Тамбовской области, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) 377 832 885,20 руб. с ежеквартальной разбивкой:
- июнь 2015 года - 7 045 137,60 руб.;
- 3 квартал 2015 года - 18 189 485,75 руб.;
- 4 квартал 2015 года - 26 870 698,75 руб.;
- 1 квартал 2016 года - 25 428 351,65 руб.;
- 2 квартал 2016 года - 32 367 964,03 руб.;
- 3 квартал 2016 года - 30 159 395,11 руб.;
- 4 квартал 2016 года - 46 974 692,29 руб.;
- 1 квартал 2017 года - 8 830 709,45 руб.;
- 2 квартал 2017 года - 29 519 922,45 руб.;
- 3 квартал 2017 года - 31 012 045,32 руб.;
- 4 квартал 2017 года - 35 072 288,66 руб.;
- 1 квартал 2018 года - 65 333 678,95 руб.;
- 2 квартал 2018 года - 21 028 515,20 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Котовска Тамбовской области ( далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, определен размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО "Котовская ТЭЦ", связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец и третье лицо, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились с кассационными жалобами и просили отменить принятые по делу судебные акты, передать дело на новое рассмотрение.
ООО "Котовская ТЭЦ" в обоснование доводов жалобы и дополнений к ней указало, что обжалует судебные акты в части отказа в удовлетворении иска, считая, что суд для определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков неправильно применил законодательство о тарифном регулировании и принял за основу экспертное заключение, которое также было основано на применении экспертами законодательства о тарифном регулировании.
Заявитель считает, что экспертами необоснованно были исключены понесенные обществом расходы на сверхнормативные потери, которые должны быть компенсированы обществу в связи с приостановлением вывода оборудования из эксплуатации на основании решения органа местного самоуправления.
По мнению заявителя жалобы, величину экономически обоснованных расходов нужно оценивать исходя из положений Налогового кодекса РФ в соответствии с общими критериями оценки экономической эффективности.
В письменных отзывах на кассационную жалобу истца и в судебном заседании представители Управления тарифов и Администрации города Котовска Тамбовской области с ее доводами не согласились и просили отказать в ее удовлетворении.
В кассационной жалобе Администрация просила полностью отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что взыскание убытков в пользу истца в целом неправомерно, поскольку в расчет включены убытки, возникшие в результате эксплуатации тепловых сетей, вывод из эксплуатации которых Администрация не приостанавливала.
Заявитель кассационной жалобы указал, что в период с 01.01.2017 по 31.05.2018 поставку тепловой энергии истец фактически не осуществлял с учетом направленных в его адрес Администрацией уведомлений об отсутствии потребности в поставке тепловой энергии ООО "Котовская ТЭЦ" потребителям города в связи с вводом в эксплуатацию альтернативных источников тепловой энергии.
По мнению Администрации, судом неправильно применен пункт 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, в соответствии с которым установлен порядок определения размера компенсации в случае продолжения эксплуатации объектов по требованию органов местного самоуправления.
Управление тарифов в отзыве на жалобу Администрации ссылается на то, что обоснованными, по мнению регулирующего органа, можно считать только понесенные обществом расходы в сумме 66 215 343, 22 руб., учитывая, что с 01.10.2017 были введены в эксплуатацию иные источники теплоснабжения, для владельца которых с 05.10.2017 были установлены тарифы на тепловую энергию на предстоящий отопительный период 2017-2018 гг.
Кроме того, Управление тарифов указывает, что у истца не были заключены договоры на поставку тепловой энергии потребителям в спорный период (отопительный сезон 2017-2018 гг.), вследствие чего поставка фактически не осуществлялась, а тепловая энергия вырабатывалась только для собственных нужд.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационных жалоб и возражений, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная коллегия считает, что принятые по делу судебные акты подлежат частичной отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением Администрации города Котовска от 18.07.2014 N 1417 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа города Котовск Тамбовской области на период 2014-2029 годы" ООО "Котовская ТЭЦ" определена в качестве единой теплоснабжающей организации на территории городского округа, которая является производителем и поставщиком тепловой и электрической энергии в городе Котовске Тамбовской области.
В рассматриваемый период ООО "Котовская ТЭЦ" осуществляло эксплуатацию оборудования Котовской ТЭЦ, функционирующей в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии установленной электрической мощностью 80 МВт.
ООО "Котовская ТЭЦ" являлось собственником магистральных и квартальных сетей протяженностью 55,693 км, в муниципальной собственности находились подводящие сети от квартальных сетей до конечных потребителей общей протяженностью 25,290 км.
В связи с неэффективностью работы энергетического оборудования ООО "Котовская ТЭЦ" принято решение о выводе с 01.06.2015 из эксплуатации энергетического оборудования, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Котовск, Железнодорожный проезд, д. 8, а именно: паровых котлов N 4, 5 типа БКЗ-320-140 ГМ и паровой турбины ст.N 4 типа ПТ-80/100-130/13, о чем орган местного самоуправления уведомлен письмом от 16.09.2014 N ВН-555/486 (л.д. 41 т. 1).
Администрация города Котовска Тамбовской области в письме от 25.03.2014 N 01.01-18/3726 указала, что вывод данных источников тепловой энергии из эксплуатации с 01.06.2015 приведет к угрозе возникновения дефицита тепловой энергии для теплоснабжения потребителей в городе Котовске, и согласовала вывод вышеперечисленного энергетического оборудования из эксплуатации только с 01.06.2018 (л.д. 45 т. 1).
Заключением ОАО "СО ЕЭС" признано необходимым приостановление на 3 года вывода из эксплуатации турбоагрегата N 4 Котовской ТЭЦ-2 в связи с наличием угрозы возникновения дефицита теплоснабжения населения (приложение к письму от 22.10.2014 N Б41-1-2-19-13341) (л.д. 59-60 т. 1). Приказом Минэнерго России от 26.02.2015 N 94 ООО "Котовская ТЭЦ" согласован вывод из эксплуатации турбоагрегата N 4 Котовской ТЭЦ-2 с 06.03.2017 (л.д. 16 т. 200).
С учетом вышеизложенного, на основании п. 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, теплоснабжающей организацией в адрес Управления тарифов направлен на согласование расчет компенсации некомпенсируемых финансовых убытков (л.д. 46 т. 1).
Управлением тарифов проведен анализ представленного ООО "Котовская ТЭЦ" расчета некомпенсируемых финансовых убытков за период май - сентябрь 2017 года, исключены экономически необоснованные расходы и до Администрации г. Котовска доведена информация о плановом размере компенсации - 27,351 млн.руб. (письмо от 24.04.2017 N 03-15/593).
21.08.2017 Администрацией города Котовска Тамбовской области и ООО "Котовская ТЭЦ" заключено Соглашение о порядке выплаты компенсации ООО "Котовская ТЭЦ" некомпенсируемых финансовых убытков в результате продолжения эксплуатации источников тепловой энергии, согласно которому Администрация обязуется выплатить обществу денежные средства в счет компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением по требованию Администрации города Котовска эксплуатации обществом энергетического оборудования, с помощью которого будет осуществляться выработка тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителей города Котовска в период с 30.04.2017 по 30.09.2017.
Величина компенсации за период с 30.04.2017 по 30.09.2017 определена в разделе 2 Соглашения в размере 27 378 400 руб. (л.д. 85-87 т. 1).
Платежными поручениями N 603728 и N 603730 от 30.08.2017, N 126045 и N 126044 от 30.10.2017 Администрацией города Котовска Тамбовской области исполнены обязательства по соглашению на сумму 25 732 380 руб. с учетом фактически понесенных и документально подтвержденных некомпенсируемых финансовых убытков.
На основании Соглашения N 1/17 о передаче имущества в счет погашения задолженности (соглашение об отступном) от 20.12.2017, заключенного ООО "Котовская ТЭЦ" и ТОГУП "Водное и газовое хозяйство", переданы квартальные сети теплоснабжения города Котовска протяженностью 21 607 м, принадлежащие ООО "Котовская ТЭЦ" на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости 18.01.2017 сделана запись регистрации 68:25:0000000:711-68/012/2017-1.
Также переданы в собственность Тамбовской области участок магистрального трубопровода системы отопления и горячего водоснабжения, а также зданий ЦТП-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Указанное Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Администрация города Котовска Тамбовской области, получив в муниципальную собственность квартальные тепловые сети и центральные тепловые пункты города, передала их по концессионному соглашению ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (концессионер), в соответствии с которым общество обязано осуществлять горячее водоснабжение потребителей города.
Ввиду отсутствия у концессионера установленного тарифа на данный регулируемый вид деятельности, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (арендодатель) и ООО "Котовская ТЭЦ" (арендатор) заключен договор аренды имущества N 06/17-891-1-001345 от 11.05.2017, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество - объекты инженерной инфраструктуры города Котовска Тамбовской области, а также оборудование для оказания потребителям города Котовска Тамбовской области услуг горячего водоснабжения сроком с 11.05.2017 по 30.09.2017.
Соглашением от 23.08.2017 договор аренды имущества N 06117-891-1-001345 от 11.05.2017 расторгнут с 04.09.2017.
Приказом Управления тарифов от 05.10.2017 N 70-т утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям г. Котовска на 2017-2020 годы.
Письмом от 06.09.2017 N АА-01.02/1746 ООО "Котовская ТЭЦ" вновь обратилось в Управление тарифов с требован, направив на согласование расчеты по компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, причиненных ООО "Котовская ТЭЦ" от осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в размере 433,9 млн. руб. с приложением обосновывающей документации.
Письмом от 06.10.2017 N 03-16/1694 Управление сообщило о рассмотрении обращения ООО "Котовская ТЭЦ" от 06.09.2017 и об отказе в согласовании указанного размера компенсации, указав, что размер убытков общества за период с 30.04.2017 по 30.09.2017 уже определен в Соглашении о порядке выплаты компенсации от 21.08.2017 и компенсируется в установленном порядке.
Ссылаясь на возникновение у ООО "Котовская ТЭЦ" в связи с приостановлением вывода из эксплуатации энергетического оборудования убытков, подлежащих компенсации и отказ ответчика от согласования их размера в порядке, предусмотренном действующим законодательством, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и оценив порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе, заключение судебной экспертизы, суд первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что продолжение эксплуатации тепловой электростанции в течение трех лет было вызвано требованием органа местного самоуправления, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части, определив размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в сумме 78 089 998,78 руб.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод в части требований о взыскании убытков за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
В предмет доказывания по настоящему спору входят наличие факта причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, наличие причинной связи между поведением ответчика и наступившим вредом, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
В силу части 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 19 Правил N 889, в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Для определения размера компенсации расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета (второй абзац пункта 19 Правил N 889).
В силу третьего абзаца пункта 19 Правил N 889 в случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом.
Как установлено судом, истец уведомил орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации, а впоследствии обратился к Управлению о согласовании размера компенсации
Вывод из эксплуатации заявленного истцом энергетического оборудования был согласован органом местного самоуправления с 01.06.2018.
Судом по ходатайству ответчика с целью определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков была назначена комплексная экспертиза, производство которой было поручено ЗАО "Экспертная группа "КУТРИ" (л.д. 7-118, т. 205).
По результатам проведенной судебной экспертизы экспертами отмечено, что в неотопительный период с 01.05.2017 по 01.10.2017 Котовская ТЭЦ вырабатывала тепловую энергию котлами КВГ-7, 5695Н, и необходимость работы котлов БКЗ-320/140 отсутствовала. В отопительный период 2017-2018 гг. необходимость работы котлов БКЗ-320/140 также отсутствовала в связи с вводом в эксплуатацию новых блочных котельных.
Согласно заключению финансово-экономической экспертизы (л.д. 25-31 т. 205) по первому вопросу, экспертами сделан вывод, что в бухгалтерском учете ООО "Котовская ТЭЦ" невозможно выделить затраты на содержание (эксплуатацию) паровой турбины и 2-х паровых котлов БКЗ-320/140 из общих затрат, относимых на вид производства - "Комбинированная выработка энергии" и затраты на содержание (эксплуатацию) отдельных видов оборудования при формировании себестоимости готовой продукции, в связи с чем, определить экономически обоснованную величину затрат на содержание вышеназванного оборудования на основании данных бухгалтерского учета ООО "Котовская ТЭЦ" невозможно.
Величина экономически обоснованных фактически понесенных расходов ООО "Котовская ТЭЦ" за указанный период составила 446 803 075,75 руб., выручки - 342 980 696,97 руб. (по третьему и четвертому вопросам).
Расчет размера некомпенсируемых финансовых убытков произведен экспертами с применением тарифов, утвержденных Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 17.12.2014 N 202-т, от 17.12.2014 N 202/1-т, от 16.12.2015 N 224-т, от 16.12.2015 N 225-т, от 15.12.2016 N 198-т, от 15.12.2016 N 199-т.
В соответствии с указанным экспертным заключением, разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами ООО "Котовская ТЭЦ" и выручкой от реализации тепловой энергии за период с 01.06.2015 по 31.05.2018 по расчету экспертов составила 103 822 378,78 рублей, с учетом компенсации некомпенсируемых убытков в размере 25 732 380 рублей, связанных с продолжением эксплуатации объектов теплоснабжения, - 78 089 998,78 рублей.
Осуществление выработки тепловой энергии для нужд ГВС потребителей г. Котовска в период с 01.06.2015 по 30.09.2017 является составной частью общего периода вынужденной эксплуатации энергетического оборудования общества (с 01.06.2015 по 01.06.2018), осуществляемой по требованию администрации города Котовска. Сумма компенсации, фактически произведенная Администрацией города Котовска по Соглашению о порядке выплаты компенсации от 21.08.2017, учтена при определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков.
Таким образом, исходя из расчета размера некомпенсируемых финансовых убытков, произведенных экспертами и размера некомпенсируемых финансовых убытков, подлежащего компенсации в рамках вышеуказанного Соглашения от 21.08.2017, суд признал обоснованной стоимость некомпенсируемых финансовых убытков, подлежащую взысканию по настоящему делу в сумме 78 089 998,78 руб. (103 822 378,78 руб. - 25 732 380 руб.).
Как следует из материалов дела и объяснений представителя Управления по регулированию тарифов, данных в суде кассационной инстанции, регулирующим органом из суммы убытков в размере 78 089 998,78 руб. была признана обоснованной сумма 66 215 343,22 руб.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, учитывая, что продолжение эксплуатации теплоэнергетического оборудования в период с 01.06.2015 по 30.09.2017 было вызвано требованием органа местного самоуправления, что привело к образованию некомпенсируемых финансовых убытков истца, суд пришел к выводу о правомерности заявленных обществом требований в указанной части.
Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций в части взыскания убытков в размере 66 215 343,22 руб. за период с 01.06.2015 по 30.09.2017 соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает, что судом не дано надлежащей оценки доводам ответчика о правомерности требований в части взыскания убытков в размере 11 874 655,56 руб. за период с 01.10.2017 по 31.05.2018.
Как следует из смысла пункта 19 Правил N 889 собственникам и иным законным владельцам законом гарантировано возмещение некомпенсируемых финансовых убытков в случае, если при наличии решения о выводе объектов теплоснабжения из эксплуатации, эксплуатация этих объектов продолжается по требованию органов местного самоуправления.
Однако, как следует из материалов дела в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 производство тепловой энергии ООО "Котовская ТЭЦ " в целях поставки потребителям не осуществлялось, что не оспаривалось представителем истца в ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Кроме того, указанный вывод подтвержден также заключением судебной экспертизы, из которой следует, что ООО "Котовская ТЭЦ" не осуществляло реализацию тепловой энергии потребителям, начиная с 01.10.2017, и у ООО "Котовская ТЭЦ" не было выручки от реализации тепловой энергии потребителям. ТЭЦ производило тепловую энергию исключительно для удовлетворения собственных хозяйственных нужд. Все потребители ООО "Котовская ТЭЦ" были присоединены к другим источникам тепловой энергии.
ООО "Котовская ТЭЦ" в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 не продавало тепловую энергию потребителям; для нее не были утверждены тарифы на поставку тепловой энергии потребителям, договоры с потребителями не были пролонгированы (л.д.38, том 205).
При этом судом также оставлены без внимания те обстоятельства, что в период с 07.09.2017 в г. Котовске были введены в действие 6 новых модульных котельных и потребность в поставке тепловой энергии истцом отсутствовала, о чем он заблаговременно был поставлен в известность Администрацией города Котовска.
На основании постановления администрации г. Котовска Тамбовской области от 23.08.2017 N 1246 истец был лишен статуса единой теплоснабжающей организации.
У ООО "Котовская ТЭЦ" отсутствовали теплосетевые объекты за исключением участка магистральной тепловой сети и осуществлен технологический разрыв на сетях, принадлежащих третьему лицу, что подтверждается актами о технологическом разрыве N 1-3 от 08.09.2017 (л.д.80-85, том 204) и вследствие чего поставка тепловой энергии не представлялась возможной.
При этом суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда о том, что сам по себе факт приостановления вывода из эксплуатации теплоснабжающего оборудования истца на три года является основанием для взыскания убытков на основании пункта 19 Правил N 889, поскольку подлежащие возмещению некомпенсируемые финансовые расходы должны быть вызваны эксплуатацией объектов именно по требованию органов местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, письмами от 26.06.2017 N 01.01-18/2521 и от 18.08.2017 N 01.01-18/3307 (л.д.6-7, том 195) Администрация города Котовска Тамбовской области уведомила ООО "Котовская ТЭЦ" о выполнении работ по строительству 6-ти блочно-модульных котельных на территории города, указав на отсутствие потребности в услугах ООО "Котовская ТЭЦ" по поставке тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения потребителей города на предстоящий отопительный период 2017-2018 гг.
В письме от 21.08.2017 N 01.01-18/3346 Администрация города Котовска Тамбовской области также сообщила ООО "Котовская ТЭЦ" об отсутствии потребности и необходимости прекращения с 04.09.2017 отпуска тепловой энергии для городских потребителей.
Кроме того, Администрация города Котовска в письме от 18.10.2017 N 01.01-18/4266 (л.д.8, том 195) указала на наличие у ООО "Котовская ТЭЦ" права досрочного вывода из эксплуатации энергооборудования в связи со строительством и вводом в эксплуатацию в сентябре 2017 года 6-ти блочно-модульных котельных, что позволило досрочно восполнить дефицит тепловой энергии для потребителей города.
Таким образом, из указанных письменных доказательств следует, что в период с 01.10.2017 по 31.05.2018 Администрация города Котовска требований об эксплуатации оборудования котельной ООО "Котовская ТЭЦ" для осуществления выработки и поставки тепловой энергии потребителям не предъявляла.
С учетом изложенных обстоятельств, обжалуемые судебные акты первой и апелляционной инстанции в части взыскания убытков в размере 11 874 655,56 руб. за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А64-7763/2017 в части требований о взыскании 11 874 655 руб. 56 коп. убытков отменить и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.