город Калуга |
|
4 марта 2020 г. |
Дело N А83-20140/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Республике Крым (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 19, ОГРН 1147746319313, ИНН 7710959411): Заянчуковской В.И. - представителя по доверенности от 27.12.2019;
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная, д. 67, ОГРН 1147746464403, ИНН 7707832944): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации города Евпатории Республики Крым (Республика Крым, г. Евпатория, пр. им. В.И. Ленина д. 2, ОГРН 1149102081050, ИНН 9110004283): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Отдела N 5 Управления Федерального казначейства по Республике Крым (Республика Крым, г. Евпатория, пр. Победы, д. 36, ОГРН 1147746319313, ИНН 7710959411): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года по делу N А83-20140/2018,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Крым (далее - УФК по Республике Крым), Отделу N 5 Управления Федерального казначейства по Республике Крым (далее - отдел N 5 УФК по Республике Крым), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению постановления заявителя о взыскании административного штрафа в размере 100 000 руб. с Администрации города Евпатории Республики Крым (далее - администрация г. Евпатории) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Евпатории.
Решением суда Арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019, заявление МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю удовлетворено.
В кассационной жалобе УФК по Республике Крым, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В суде кассационной инстанции представитель УФК по Республике Крым просил кассационную жалобу удовлетворить.
МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю, администрация г. Евпатории, отдел N 5 УФК по Республике Крым надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей указанных лиц в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 17.01.2018 N 13-00001 администрация г. Евпатории подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанное постановление после вступления в законную силу направлено 05.04.2018 МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю для исполнения в отдел судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее - ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым от 11.04.2018 в возбуждении исполнительного производства по заявлению МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю об исполнении вышеназванного постановления от 17.01.2018 N 13-00001 отказано со ссылкой на то, что представленный исполнительный документ подлежит реализации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.
МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю постановление от 17.01.2018 N 13-00001 было направлено 16.04.2018 для исполнения в отдел N 5 УФК по Республике Крым.
На обращение МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 01.11.2018 N 13-02328 по вопросу перечисления денежных средств по постановлению от 17.01.2018 N 13-00001 УФК по Республике Крым сообщило заявителю в письме от 16.11.2018 N 75-06-06/6251, что администрация г. Евпатории письмом от 25.04.2018 N 75-06-06/2266 была проинформирована о поступлении вышеуказанного постановления по делу об административном правонарушении; по состоянию на 15.11.2018 платежный документ для оплаты в УФК по Республике Крым не поступал; исполнение названного постановления не регулируется положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на неправомерное непринятие структурным подразделением Федерального казначейства в Республике Крым предусмотренных главой 24.1 БК РФ мер, направленных на исполнение постановления от 17.01.2018 N 13-00001, МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, заявление удовлетворено.
Суд округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, исходя из следующего.
Положениями части 1 статьи 8, части 4 статьи 49 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее - Устав) предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления городского округа входит администрация города Евпатории, которая обладает правами юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Устава органы местного самоуправления городского округа, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
При рассмотрении дела в суде со стороны представителей казначейства не было поставлено под сомнение то, что лицевые счета для учета операций участников бюджетного процесса городского округа Евпатория открыты в Федеральном казначействе. Сведений об иных счетах лица, обязанного к исполнению вышеуказанного постановления по делу об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений при исполнении судебных актов определяется статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основания для того, чтобы не применять такой порядок к исполнению постановлений несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые в силу статьи 31.2 КоАП РФ являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами, отсутствуют.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2017 N 301-КГ16-18081, от 05.09.2019 N 303-ЭС19-14879 выражена правовая позиция, согласно которой постановления несудебных органов о взыскании средств с бюджетных учреждений, не имеющих счетов в Банке России или иной кредитной организации, исполняются по правилам статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителей казначейства о том, что постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, являющиеся исполнительными документами, не подлежат исполнению с применением правил главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правильно признаны судами ошибочными.
В силу пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется, в том числе самим взыскателем, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Пунктами 2 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок исполнения исполнительного документа, предусматривающий не только уведомление должника органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, о поступлении исполнительного документа, но и применение мер к должнику, не исполняющему требования исполнительного документа.
По делу судами достоверно установлено, что после направления в адрес администрации г. Евпатории в апреле 2018 года уведомления о поступившем постановлении, предусматривающем взыскание с этого должника денежных средств, казначейством не предпринимались предусмотренные статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры в отношении указанного должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, что послужило основанием для обращения МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю в декабре 2018 года в суд с заявлением.
Судами правильно были применены положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обоснованно не признаны состоятельными доводы УФК по Республике Крым, приводимые в возражения на заявление со ссылками на носящее информационный характер письмо Федерального казначейства от 04.12.2015 N 07-04-05/09-826.
С учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих отношения сторон, суды правильно при разрешении спора исходили из того, что УФК по Республике Крым, в котором предусмотрено открытие лицевых счетов для учета операций, осуществляемых распорядителями и получателями средств бюджета городского округа Евпатория, не были приняты в порядке, предусмотренном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимые меры для исполнения постановления МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 17.01.2018 N 13-00001.
При рассмотрении дела судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлечь за собой отмену оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года по делу N А83-20140/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По делу судами достоверно установлено, что после направления в адрес администрации г. Евпатории в апреле 2018 года уведомления о поступившем постановлении, предусматривающем взыскание с этого должника денежных средств, казначейством не предпринимались предусмотренные статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры в отношении указанного должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, что послужило основанием для обращения МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю в декабре 2018 года в суд с заявлением.
Судами правильно были применены положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обоснованно не признаны состоятельными доводы УФК по Республике Крым, приводимые в возражения на заявление со ссылками на носящее информационный характер письмо Федерального казначейства от 04.12.2015 N 07-04-05/09-826.
С учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих отношения сторон, суды правильно при разрешении спора исходили из того, что УФК по Республике Крым, в котором предусмотрено открытие лицевых счетов для учета операций, осуществляемых распорядителями и получателями средств бюджета городского округа Евпатория, не были приняты в порядке, предусмотренном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимые меры для исполнения постановления МРУ Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 17.01.2018 N 13-00001."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2020 г. N Ф10-393/20 по делу N А83-20140/2018