г. Калуга |
|
5 марта 2020 г. |
Дело N А83-11905/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 04.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
представитель не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика
от третьих лиц |
представитель не явился, извещен надлежаще;
представители не явились, извещены надлежаще, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А83-11905/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" (далее - ООО фирма "Ратон") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации города Ялты Республики Крым о взыскании 16 344 605,83 руб. недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за декабрь 2015 года и 10 месяцев 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Финансовый департамент Администрации города Ялты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2019 исковые требования удовлетворены частично. С Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялты Республики Крым за счет казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пользу ООО фирмы "Ратон" взыскано 164 197,13 руб. убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ООО фирма "Ратон" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части определения суммы убытков заявителя за 10 месяцев 2016 года с применением расчетного коэффициента в размере 0,40 и принять новый судебный акт с применением расчетного коэффициента 0,61, тем самым увеличить взысканную судом сумму до 4 096 702,36 руб.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно договорам N N 1/09, 16/09, 3/09, 5/09, 6/09, 7/09, 8/09, 9/09, 10/09, 17/09, 18/09 от 10.12.2009 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом ООО фирма "Ратон" осуществляло перевозку пассажиров по маршрутам, указанным в п. 1.1 договоров.
Указанные договоры были заключены сроком до 09.12.2014.
Дополнительным соглашением от 10.01.2014 сроки действия договоров на перевозку пассажиров автомобильным транспортом продлены до 10.03.2015.
11.03.2015 во исполнение постановления Администрации города Ялты от 11.03.2015 N 283-п "Об организации перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах" к указанным договорам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом заключены дополнительные соглашения, которыми действие договоров продлено до даты проведения открытого конкурса на право заключения договора осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения Муниципального образования городской округ Ялта.
Список договоров на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, срок действия которых продлен до даты проведения конкурса, среди которых значатся и вышеуказанные договоры с ООО фирма "Ратон", приведен в приложении N 1 к постановлению Администрации города Ялты от 11.03.2015 N 283-п.
29.04.2015 между Министерством транспорта Республики Крым, являющимся организатором пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах общего пользования, и ООО фирма "Ратон" заключены договоры N 59/2015 и N 60/2015 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярных перевозок. Срок действия договоров установлен с 29.04.2015 по 24.10.2018 на регулярных маршрутах, указанных в п. 1.2 договоров.
Постановлением Администрации города Ялты от 11.12.2015 N 3253-п "О назначении временных перевозчиков на муниципальные маршруты регулярных перевозок" ООО фирма "Ратон" было назначено одним из временных перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования городского округа Ялта.
17.12.2015 между Администрацией города Ялты и ООО фирма "Ратон" заключены договоры N 1-В/2015, N 7-В/2015, N 11-В/2015, N 17-В/2015, N 24-В/2015 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования.
Согласно условиям указанных договоров ООО фирма "Ратон" осуществляло пассажирские перевозки до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2016 по делу N А83-1083/2016, которым договоры N 1-В/2015, N 7-В/2015, N 11-В/2015, N 17-В/2015, N 24-В/2015 были признаны недействительными.
12.01.2016 между Департаментом социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым (заказчик) и ООО фирма "Ратон" (перевозчик) был заключен договор N 01-12/08 о возмещении расходов, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда.
Согласно пункту 1.1. предметом данного договора является компенсация расходов перевозчику, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденными Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 с изменениями и дополнениями (далее - Порядок и Порядок возмещения).
В соответствии с подпунктами 2.1.1., 2.1.4. пункта 2.1. договора заказчик обязался возмещать перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду граждан по предоставленным перевозчиком расчетам стоимости услуг, предоставленным гражданам в предыдущем месяце, счету или счету-фактуре, акту сверки; проверять документацию, предоставленную перевозчиком, подтверждающую факт перевозки льготных категорий граждан, в том числе первичную учетную документацию на бумажных носителях.
Перевозчик согласно подпунктам 2.3.1., 2.3.2. пункта 2.3. договора обязался осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с маршрутной сетью; осуществлять перевозку граждан, указанных в пункте 2 Порядка без непосредственного взимания провозной платы при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан.
В пункте 3.1. договора стороны предусмотрели, что возмещение затрат перевозчику, указанных в пункте 2.1.1. договора, осуществляется в соответствии с Порядком и Порядком возмещения с лицевого счета заказчика на лицевой счет перевозчика.
Договор действует до полного исполнения, но не позже чем до 31 декабря 2016 года (пункт 7.1. договора).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 утверждены Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд (приложение N 1) и Порядок возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду (приложение N 2).
Согласно приложению N 1 (в редакции, действующей в спорный период) перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан, на основании формулы, в которой средства, подлежащие компенсации - это произведение суммы выручки, полученной за отчетный период за перевозку платных пассажиров по соответствующему маршруту, и коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров оплативших проезд.
В соответствии с пунктом 7 приложения N 1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 - 5 Порядка (в рассматриваемом случае право на льготный проезд по маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении в пределах Республики Крым), предоставляются предприятиями, оказывающими соответствующие услуги, непосредственно гражданам по месту их жительства на основании документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки.
Согласно абзацам 2 и 3 подпункта 3.1 пункта 3 приложения N 2 коэффициент определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - комиссия). В случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться. В 2015 году коэффициент определяется на основании актов обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями.
Постановлениями Администрации города Ялты от 27.11.2015 N 3046-п создана комиссия по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, утверждены состав комиссии, Положение о комиссии, Регламент работы комиссии.
29.12.2015 решением комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в Муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, оформленным протоколом N 14, были рассмотрены вопросы утверждения коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, за декабрь 2015 года и на 2016 год.
Решением комиссии приняты расчетные коэффициенты количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду для ООО фирма "Ратон" за декабрь 2015 года - 1,22 и с января 2016 года - 0,40.
Решениями от 13.01.2016 (протокол N 1) и от 29.02.2016 (протокол N 2) комиссия отменила ранее установленный коэффициент 1,22 и установила расчетный коэффициент 0,41 за декабрь 2015 года, 0,33 с января 2016 года и 0,38 за февраль 2016 года.
Решениями Арбитражного суда Республики Крым от 18.08.2016 по делу N А83-2450/2016 и от 17.08.2016 по делу N А83-2827/2016, вступившими в законную силу, решения комиссии от 13.01.2016 и от 29.02.2016 признаны незаконными.
Таким образом, с учетом признания решений комиссии от 13.01.2016 и от 29.02.2019 незаконными для ООО фирма "Ратон" действовали коэффициенты количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за декабрь 2015 года - 1,22 и с января на 2016 год - 0,40, которые были приняты предыдущим решением комиссии от 29.12.2015 (протокол N 14).
ООО фирма "Ратон" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о признании незаконным решения комиссии от 29.12.2015 в части принятия для общества расчетного коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду на 2016 год в размере 0,40 и об обязании комиссию определить для общества расчетный коэффициент на 2016 год в размере 0,61.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2019 по делу N А83-18460/2018 в иске ООО фирма "Ратон" отказано.
На основании ежемесячно представляемых ООО фирма "Ратон" в соответствии с условиями договора N 01-12/08 от 12.01.2016 в Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым расчетов возмещения средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке льготных категорий граждан, а также счетов на их оплату, Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым выплачивал обществу компенсацию.
Ссылаясь на не полное возмещение ответчиком расходов истцу, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан, и наличие в этой связи у истца убытков, ООО фирма "Ратон" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Вынося судебные акты, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа; если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В силу п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суды пришли к выводу о том, что истец, как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, в силу Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 и заключенного договора имеет право на получение субсидии в связи с предоставлением льгот гражданам при осуществлении пассажирских перевозок.
Судом первой инстанции для уточнения размера полученной истцом в спорном периоде выручки была назначена судебная бухгалтерская экспертиза.
В заключении эксперта ООО "Крымское экспертное бюро" N 04/18 от 30.07.2018 указано, что получение ООО фирма "Ратон" выручки от перевозки пассажиров городскими и пригородными маршрутами подтвердилось документально в размерах, которые указаны истцом. В данных бухгалтерского учета и отчетности ООО фирма "Ратон" не имеется искажений, повлиявших на размер полученной в декабре 2015 года и январе - октябре 2016 года обществом выручки от перевозки пассажиров городскими и пригородными маршрутами.
Оценив представленные в дело доказательства, суды признали требования истца о взыскании убытков обоснованными.
При этом размер убытков определен судами с учетом следующего.
Принятые комиссией по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в Муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым решения о применении расчетных коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в размере 0,41 за декабрь 2015 года, 0,33 за январь 2016 год и с февраля 2016 года 0,38 признаны незаконными решениями Арбитражного суда Республики Крым.
Суды по настоящему делу с учетом переплаты за ноябрь и декабрь 2016 года, когда Департаментом социальной политики Администрации города Ялты был применен коэффициент 1,22, исходя из подлежащего применению за 10 месяцев 2016 года коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в размере 0,40, признали, что удовлетворению подлежат исковые требования в сумме 164 197,13 руб.
Данный вывод суды мотивировали.
Довод истца о том, что расчет убытков за 10 месяцев 2016 года должен рассчитываться с применением коэффициента 0,61, а не 0,40, был известен судам, оценивался и обоснованно отклонен в связи со следующим.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.08.2016 по делу N А83-2827/2016, вступившем в законную силу, решения комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в Муниципальном образовании городской округ Ялта об установлении коэффициента 0,33 с января 2016 года и 0,38 за февраль 2016 года признаны незаконными.
Решением Комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, оформленным протоколом N 14 от 29.12.2015, т.е. предыдущим решением комиссии, ООО фирма "Ратон" утвержден коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для применения при расчетах с января 2016 года в размере 0,40.
Не согласившись с коэффициентом 0,40, ООО фирма "Ратон" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о признании незаконным решения комиссии от 29.12.2015 в части принятия для общества расчетного коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду на 2016 год в размере 0,40 и обязании комиссию определить для общества расчетный коэффициент на 2016 год в размере 0,61.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2019 по делу N А83-18460/2018 в иске ООО фирма "Ратон" отказано. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Нарушений норм процессуального права или норм материального прав, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов по настоящему делу и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе истца, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А83-11905/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.