г. Калуга |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А84-3205/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Юрчук Е.И. (доверенность от 10.10.2019, диплом), Министерства обороны Российской Федерации Мячина В.С. (доверенность от 05.12.2018 N 207/4/71д),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года по делу N А84-3205/2018,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия (ОГРН 1149102047962, ИНН 9102028499, Респ. Крым; далее - предприятие "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ОГРН 1159204011339, ИНН 9204550915, г. Севастополь; далее - учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России") и к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва) о взыскании 6 104,76 руб. задолженности за фактически поставленную в период с 01.12.2016 по 02.04.2018 теплоэнергию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1106191000838, ИНН 6165163801, Ростовская обл.; далее - учреждение "Югрегионжилье").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года иск удовлетворен к Министерству обороны Российской Федерации.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 апреля 2019 года отменено, иск удовлетворен к учреждению "Крымское ТУИО" Минобороны России".
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России" просило отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие "Крымтеплокоммунэнерго", Министерство обороны Российской Федерации возразили против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
Предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Учреждение "Югрегионжилье" надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители учреждения "Крымское ТУИО" Минобороны России" и Министерства обороны Российской Федерации подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование теплоснабжающей организации к владельцу помещений на праве оперативного управления и к собственнику о взыскании задолженности за фактически поставленную теплоэнергию.
Суд в соответствии со ст.ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признал обязанным владельца помещений на праве оперативного управления оплатить теплоснабжающей организации задолженность за фактически поставленную теплоэнергию.
Как следует из материалов дела, в период с 01.12.2016 по 02.04.2018 теплоснабжающая организация предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" фактически поставило в находящиеся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и в оперативном управлении учреждения "Крымское ТУИО" Минобороны России" жилые помещения теплоэнергию (информация по начислениям, т. 1 л. 35-36; акт потребленной теплоэнергии, т. 2 л. 4).
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы заявителя кассационной жалобы о взыскании задолженности с ненадлежащего ответчика отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с п.п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, тепловую энергию обязано оплачивать лицо, приобретающее ее для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках.
В силу ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Суды установили, что в период с 01.03.2018 по 02.04.2018 жилое помещение, расположенное по адресу: Респ. Крым, г. Феодосия, ул. Чкалова, д. 139, кв. 100, и в период с 01.12.2016 по 30.06.2017 жилое помещение, расположенное по адресу: Респ. Крым, г. Феодосия, бул. Старшинова, д. 14, кв. 248, не были заселены (решение мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района (акт проверки служебной квартиры, городской округ Феодосии) Республики Крым от 19.02.2018 по делу N 2-88-119/2018, т. 1 л. 37, 106).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 294, 296).
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действующей в спорный период, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Как разъяснено в абз. втором п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента его государственной регистрации.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2015 N 304-ЭС15-6285 указано, что статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 309-ЭС18-26049 по делу N А60-68176/2017, тот факт, что за учреждением не зарегистрировано вещное право на спорные квартиры, не может служить основанием для отказа в иске о взыскании долга за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании п. 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу п. 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
В силу п. 1 ст. 10 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно которому передача в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, имеет исключения. В частности, с принятием решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества переданное недвижимое имущество приобретает статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность передано недвижимое имущество, используемое для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации (т. 2 л.94).
Как закреплено в пп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Суды установили, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению имуществом на территории Республики Крым и города Севастополя через учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России" как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской федерации от 17.12.2014 N 2580-р).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало, а учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России" приняло жилые помещения на праве оперативного управления (уточненный акт приема-передачи недвижимого имущества от 19.05.2015 от 20.07.2016, т. 2 л. 55-56, 77-79).
С учетом указанных конкретных обстоятельств дела апелляционный суд правомерно признал надлежащим ответчиком владеющего на праве оперативного управления в спорный период нежилыми помещениями учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России", уполномоченного управлять переданным ему имуществом от имени Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с владельца на праве оперативного управления жилых помещений в пользу теплоснабжающей организации 6 104,76 руб. задолженности за фактически поставленную в период с 01.12.2016 по 02.04.2018 теплоэнергию.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений гл. 35 АПК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, направлены на оценку доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленные в ст.ст. 286, 287 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судом норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года по делу N А84-3205/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно которому передача в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, имеет исключения. В частности, с принятием решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества переданное недвижимое имущество приобретает статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
...
Как закреплено в пп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Суды установили, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению имуществом на территории Республики Крым и города Севастополя через учреждение "Крымское ТУИО" Минобороны России" как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской федерации от 17.12.2014 N 2580-р)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2020 г. N Ф10-567/20 по делу N А84-3205/2018