г. Калуга |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А62-2573/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" (ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716, пер. Тульский, д. 7, г. Смоленск, 214013) - Моллаева В.Г. - представителя по доверенности от 28.10.2019 N 79, диплом;
от главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, ул. Кловская, д. 113, г. Смоленск, 214038) - Ковальчук О.В. - представителя по доверенности от 28.10.2019 N 79, диплом;
от Леонченкова Анатолия Кузьмича (г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Жилищник" (ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371, ул. 2-я Киевская, д. 20, г. Смоленск, 214018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Главного управления "Государственной жилищной инспекции Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А62-2573/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (далее - МУП "Смоленсктеплосеть", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление, ГЖИ, Инспекция) от 20.03.2019 N 0208/69/2019.
Дело рассматривалось с участием гражданина Леонченкова Анатолия Кузьмича (далее - Леонченков А.К.), открытого акционерного общества "Жилищник".
Решением суда от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.11.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Инспекции, предприятия, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, МУП "Смоленсктеплосеть" является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению многоквартирного дома N 16, корпус 1, по пер. Киевскому в г. Смоленске (далее - МКД).
В связи с обращением одного из жителей дома по указанному адресу, на основании приказа и.о. начальника Управления от 04.03.2019 N 0525/ИП в отношении МУП "Смоленсктеплосеть" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина по вопросу не произведения перерасчета размера платы за горячее водоснабжение в период временного отсутствия потребителя коммунальных услуг.
На проверяющее лицо возложена обязанность по проведению проверки предоставленных документов, согласно п.13 настоящего приказа, а это: 1) по какой причине не произведен перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя согласно предостережению Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 10.12.2018 N 0071-ПР/69/2018, в случае, если перерасчет произведен, предоставить расчет производственного перерасчета, копию платежного документа, где отражен произведенный перерасчет; 2) по какой причине не произведено комиссионное обследование жилого помещения N 509 на предмет установления количества граждан проживающих в нем.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2019 N 0525/69.
По итогам проверки Инспекцией в адрес предприятия выдано предписание от 20.03.2019 N 0208/69/2019, в котором указано, что МУП "Смоленсктеплосеть" не соблюдены нормы пунктов 56-58 Правил N 354 в части комиссионного обследования жилого помещения на предмет количества проживающих граждан и произведения перерасчета размера платы за горячее водоснабжение на основании акта о количестве проживающих граждан в жилом помещении N 509 многоквартирного дома N 16, пер. Киевский, г. Смоленск. Данным предписанием МУП "Смоленсктеплосеть" в срок до 20.05.2019 предписано:
1. провести комиссионное обследование жилого помещения N 509 корпуса N 1 многоквартирного дома N 16 по пер. Киевский, г. Смоленск на предмет установления количества постоянно или временно, или отсутствия проживающих граждан в данном жилом помещении с привлечением к участию собственника жилого помещения;
2. произвести корректировку ранее начисленной платы за горячее водоснабжение по жилому помещению N 509 корпуса N 1 многоквартирного дома N 16 пер. Киевский, г. Смоленск на основании акта об установлении количества проживающих граждан в данном жилом помещении.
МУП "Смоленсктеплосеть", полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту лежит на Управлении.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Раздел VIII Правил определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил (абзац первый).
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
Абзац первый пункта 91 предусматривает, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В соответствии с пунктом 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм действующего законодательства предусматривает обязанность произвести перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу только в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо - в случае отсутствия потребителя в указанном помещении в связи с чрезвычайными обстоятельствами (независимо от возможности или невозможности установления прибора учета), соблюдение срока обращения с подобным заявлением.
Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу по газоснабжению за период своего временного отсутствия в жилом помещении, потребитель, кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).
Такая позиция соответствует выводам Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в решении от 22.08.2018 и апелляционном определении от 13.12.2018 при рассмотрении вопроса о законности абзаца 1 пункта 86 Правил N 354 в той мере, в какой он предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу при временном его отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) в жилом помещении лишь в том случае, если это жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке; абзаца 2 указанного пункта; абзаца 1 пункта 91 в части, определяющей сроки подачи заявления о перерасчете; абзаца 2 пункта 92 в части, возлагающей на собственника обязанность к заявлению о перерасчете прилагать акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (дело N АКПИ18-603).
Однако, в данном случае Инспекцией не проверялось: когда и с каким заявлением гражданин Леонченков А.К. обращался в МУП "Смоленсктеплосеть" по вопросу произведения перерасчета размера платы с целью проверки соблюдения заявителем (гражданином) сроков, предусмотренных п. 91 Правил; представление им акта обследования о невозможности установления в своем жилом помещении прибора учета этого коммунального ресурса.
Таким образом, в рамках спорных правоотношений упомянутый порядок должен был быть установлен применительно к разделу VIII Правил "Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета" (пункты 86-97), а не вмененных пунктах 56-58, находящихся в разделе VI Правил "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги", регулирующих вопросы оплаты коммунальных услуг в случае, если жилыми помещениями пользуются постоянно и временно проживающие потребители.
На нарушение предприятием положений 56-58 Правил указано в кассационной жалобе Управления.
В связи с этим констатированный ГЖИ в ходе внеплановой документарной проверки факт временного отсутствия потребителя в своем помещении не может рассматриваться как необходимое и достаточное условие для соответствующего перерасчета.
Следовательно, оспоренное предписание нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому суд правомерно удовлетворил заявленное требование.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворении кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А62-2573/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм действующего законодательства предусматривает обязанность произвести перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу только в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо - в случае отсутствия потребителя в указанном помещении в связи с чрезвычайными обстоятельствами (независимо от возможности или невозможности установления прибора учета), соблюдение срока обращения с подобным заявлением.
Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу по газоснабжению за период своего временного отсутствия в жилом помещении, потребитель, кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).
Такая позиция соответствует выводам Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в решении от 22.08.2018 и апелляционном определении от 13.12.2018 при рассмотрении вопроса о законности абзаца 1 пункта 86 Правил N 354 в той мере, в какой он предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу при временном его отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) в жилом помещении лишь в том случае, если это жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке; абзаца 2 указанного пункта; абзаца 1 пункта 91 в части, определяющей сроки подачи заявления о перерасчете; абзаца 2 пункта 92 в части, возлагающей на собственника обязанность к заявлению о перерасчете прилагать акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (дело N АКПИ18-603)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2020 г. N Ф10-245/20 по делу N А62-2573/2019