г.Калуга |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А83-18307/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Дружба": Гребенюк Е.В. - представитель по доверенности от 01.09.2018;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Антей": Дворников М.С. - представитель по доверенности от 22.01.2019;
от Совета Министров Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационной жалобы СПК "Дружба" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А83-18307/2018,
УСТАНОВИЛ:
СПК "Дружба" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, Минприроды Крыма, ответчик) об оспаривании приказа N 2703 от 27.11.2017 о предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены - ООО "Антей"; Совет Министров Республики Крым; МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.05.2019 требования кооператива удовлетворены, суд признал незаконным и отменил приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 2703 от 27.11.2017 о предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии и взыскал с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу СПК "Дружба" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.05.2019 отменено, заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановлением СПК "Дружба" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции, указывая на правомерность принятого решения судом первой инстанции, поскольку имеет место частичное наложение границ горного отвода СПК "Дружба" на границы участка недр ООО "Антей", суд апелляционной инстанции не оценил доказательства существования указанного наложения, сама публичная процедура в отношении участка недр, полученного ООО "Антей" была проведена с нарушениями, так как заявление общества было подано с неполными сведениями в отношении прав пользования земельным участком, ООО "Антей" ввело в заблуждение Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым подачей согласительных писем Администрации Зиминского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым и Администрации Раздольненского района Республики Крым, а также председателя правления СПК "Дружба"-двойника, информация о проведении процедуры не была опубликована.
ООО "Антей" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагая, что СПК является недропользователем Северо-Западного участка площадью 22 га, к Северо-Воронковскому участку, площадью 48 га, предоставленному спорным приказом ООО "Антей", податель жалобы не имеет никакого отношения, границы горного отвода СПК документально не подтверждены; полностью доказано отсутствие наложения лицензионных границ СПК и общества; приказ Минприроды Крыма от 21.09.2017 N 2016 "О приеме заявок на предоставление права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона на территории Республики Крым" опубликован своевременно; заявитель данный приказ не обжаловал и участия в соответствующей процедуре не принимал; оснований для отклонения заявки общества у Минприроды Крыма не имелось; указанный приказ и выданная на его основании лицензия ООО "Антей" не нарушают права заявителя как землепользователя участка сельскохозяйственного назначения, на котором расположен предоставленный ООО "Антей" участок недр, так как общество имеет право на заключение договора аренды с СПК, либо вправе ходатайствовать об изъятии необходимого участка и изменении вида его разрешённого использования в целях недропользования.
Совет Министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. В отзыве указал, что предметом настоящего спора является приказ о выдаче лицензии на право пользования участком недр с целью геологического изучения. Сама по себе данная лицензия не предоставляет прав пользования земельным участком, а является лишь одним из необходимых условий предоставления этих прав в дальнейшем, в связи с чем, наличие соответствующих прав землепользователя на момент подачи заявки и получения соответствующей лицензии не является обязательным. Контуры лицензионных площадей лицензии СПК "Дружба" от 20.08.2018 и лицензии ООО "Антей" от 14.12.2017 не пересекаются. Об этом прямо указано в ответах ГБУ Республики Крым "Территориальный фонд геологической информации" N 1977/19-11 от 19.11.2018, предоставленного в адрес заявителя, а также N 1960/19-11 от 15.11.2018, предоставленного в адрес заместителя Министра экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в ходатайстве от 06.03.2020 просит рассмотреть жалобу без участия представителя и поддерживает позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, проведённом 11.03.2020, объявлялся перерыв до 18.03.2020.
Представители СПК "Дружба" и ООО "Антей" в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в кассационной жалобе и отзывах на неё, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.11.2017 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым по результатам публичной процедуры был издан Приказ N 2703 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии", согласно которому ООО "Антей" предоставлено право пользования участком недр местного значения, с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку известняков участка Северо-Воронковский, расположенного в Раздольненском районе Республики Крым, сроком на 5 лет (далее - Приказ). Согласно этому Приказу, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, была оформлена, зарегистрирована и выдана ООО "Антей", лицензия на пользование недрами серии СИМ 51060 ТП под рег. N 1019 от 14.12.2017.
Не согласившись с приказом и обстоятельствами, при которых последний принят, кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.05.2019 требования кооператива удовлетворены, суд признал незаконным и отменил приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 2703 от 27.11.2017 о предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии и взыскал с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу СПК "Дружба" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Удовлетворяя требования СПК суд согласился с его доводами о наложении границ недропользований, о существенных нарушениях, допущенных в ходе процедуры предоставления участка недр.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.05.2019 отменено, заявителю в удовлетворении требований отказано, поскольку лицензионные границы участков не пересекаются, в том числе по лицензии СПК 2008 года, границы горного отвода СПК не доказаны соответствующим приложением к акту горного отвода и не могут быть подтверждены разного рода косвенными доказательствами, а также фактическим недропользованием, заявка общества на предоставление участка недр являлась полной и не могла быть отклонена, информация о проведении публичной процедуры была опубликована.
Не согласившись с постановлением СПК "Дружба" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
Оспариваемый приказ N 2703 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии" от 27.11.2017 издан Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на основании статьи 10, абзац6 пункта 6 статьи 10.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статей 12, 13 Закона Республики Крым от 07.08.2014 N 45-ЗРК "О недрах", подпункта "г" пункта 2 главы 1 постановления Совета Министров Республики Крым от 26.12.2014 N 626 "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона на территории Республики Крым" (далее - Порядок N 626), постановления Совета Министров Республики Крым от 26.12.2014 N 625 "Об утверждении Положения о порядке оформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Крым" (далее - Положение N 625), решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр Минприроды Республики Крым и соответствующей заявки общества, поданной в рамках публичных процедур.
Согласно Порядку N 626 право пользования участком недр местного значения без проведения аукциона предоставляется, в том числе с целью геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках, включенных в Перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (подпункт "г" пункта 2).
Довод заявителя о том, что публичная процедура, предшествовавшая выдаче лицензии ООО "Антей" была проведена с нарушением вышеприведённых правовых актов, поскольку сообщение о проведении процедуры не было опубликовано, а заявка общества являлась неполной, поскольку не содержала сведений о земельном участке, подлежит отклонению.
На основании пункта 8 Порядка N 626 объявление о выставлении участка недр для краткосрочного пользования размещается Министерством в сети Интернет на официальном сайте Министерства не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о выставлении участка недр местного значения для краткосрочного пользования.
В силу пункта 10 Порядка N 626 заявки на получение права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 настоящего Порядка принимаются Министерством в течение 45 дней после размещения приказа Министерства о приеме заявок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства.
Факт своевременного официального опубликования Приказа N 2016 от 21.09.2017 о приеме заявок на предоставление права пользования недрами документально подтверждается Письмом Минсвязи Республики Крым от 15.02.2019 N 16/786/01-34/1, а также письмом указанного Министерства от 24.05.2019 N 16/2563/01-34/2, согласно которому, Приказ был опубликован на официальном Портале 22.09.2017 в 18 часов 56 минут 22 секунды.
Поэтому оснований считать, что судом первой инстанции был достоверно установлен факт не опубликования Приказа N 2016, не имеется.
В силу Порядка N 626 лицо, заинтересованное в получении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона, в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в" и "г" пункта 2 настоящего Порядка (далее - заявитель), подает в Министерство: заявку на получение права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона, составленную в соответствии с: приложением 3 к настоящему Порядку, - для принятия Министерством решения в случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 2 настоящего Порядка.
В указанном приложении 3 действительно в содержании заявления имеется строка: "Характеристика земельного участка, на котором расположен участок недр (адрес, площадь земельного участка, указание на основание возникновения прав пользования земельным участком)", которая обществом заполнена не была.
Вместе с тем, в пункте 4 Порядка N 626 указано, что к заявке прилагаются подтверждённые документально: данные о заявителе; данные о собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые его представляют; документы, подтверждающие финансовые возможности заявителя; данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя, а также предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков; предложения заявителя, подтвержденные технико-экономическими расчетами, по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения (разведки и добычи), с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых, подтвержденные технико-экономическими расчетами (с учетом характеристики, степени разведанности и геологического строения испрашиваемого участка недр, ранее выполненных горных работ в пределах участка недр), в том числе в части назначения намечаемого к строительству подземного сооружения, объемов, способов и сроков планируемых работ, а также мероприятий по обеспечению требований экологической безопасности при пользовании недрами и рекультивации земельного участка, предоставленного для целей недропользования; данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами; документы, подтверждающие согласование расположения участков недр с администрациями муниципальных образований Республики Крым, на территории которых планируется предоставление права пользования недрами.
Далее, согласно пунктам 10 и 12 Порядка министерство в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявки с прилагаемыми к ней документами рассматривает их на комплектность. Отказ в приеме заявки может последовать в следующих случаях:
а) представления неполного комплекта документов и сведений, указанных в главе 2 настоящего Порядка;
б) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
в) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
г) несоблюдения антимонопольных требований в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю;
д) участок недр местного значения, на предоставление права пользования которым была подана заявка, не включен в Перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством (для случаев, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящего Порядка).
Таким образом, не указание ООО "Антей" сведений о характеристиках земельного участка, на котором расположен участок недр, в отношении земельного участка правами на который общество не обладало, не может быть отнесено к неполноте сведений в заявке и её несоответствии установленным требованиям. Следовательно, вопреки доводам подателя жалобы, оснований для отклонения заявки ООО "Антей" у Минприроды Крыма не имелось.
Вместе с тем, суд округа считает правомерным довод кассационной жалобы СПК "Дружба" о его праве на обжалование действий заинтересованного лица по проведению публичной процедуры и оценке заявок, а ссылки суда апелляционной инстанции на аналогию закона, излишними.
Довод жалобы о том, что земельный участок, на котором расположен предоставленный ООО "Антей" участок недр обременён правами третьих лиц, а именно СПК "Дружба" для целей сельскохозяйственной деятельности, не может быть принят.
Отношения, возникающие с использованием недр, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, без изменения вида разрешенного использования этих земельных участков.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Абзацем третьим статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Согласно пункту 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в ныне действующей редакции) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ часть 2 статьи 25.1 Закона о недрах была изложена в новой редакции и дополнена положениями, согласно которым земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оформление права землепользования осуществляется недропользователем после получения лицензии и составления акта горного отвода в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части второй статьи 25.2 Закона Российской Федерации "О недрах" допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Конституционным судом Российской Федерации в определении от 02.10.2019 N 2619-О отмечено, что Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод, в том числе права частной собственности на землю, федеральным законом - в целях и в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей (статья 55, часть 3), и как специальный случай такого ограничения предусматривает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, которое может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения и не иначе как по решению суда (статья 35, часть 3). Приведенные конституционные положения допускают изъятие имущества в публичных целях при обязательном установлении справедливой, соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов (постановления от 16.05.2000 N 8-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 12.07.2007 N 10-П и др.; определения от 04.12.2003 N 456-О, от 03.07.2018 N 1675-О и др.).
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обоснованно, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В пункте 3 статьи 56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.
Таким образом, то обстоятельство, что СПК "Дружба" обладало правами землепользователя для сельскохозяйственных нужд в отношении земельного участка, на котором расположен участок недр представленный с целью геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на публичную процедуру, само по себе не являлось препятствием для проведения такой процедуры, с учётом предусмотренного законодательством правового механизма последующего определения и изменения землепользователя.
Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
При этом оценка необходимости изъятия земельных участков для государственных нужд, степени удовлетворения публичных интересов, обеспечение общественных потребностей и приоритета в работах, связанных с пользованием участками недр местного значения с существующим использованием (для сельскохозяйственного производства) не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Довод СПК "Дружба" о том, что имеет место наложение границ горного отвода заявителя на лицензионные границы участка ООО "Антей", что создаёт препятствия в реализации прав недропользования заявителя, обоснованно отклонён судом апелляционной инстанции на основании надлежащей оценки доказательств в соответствии с требованияи статьи 71 АПК РФ.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.06.2014 N 1314-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный" и гражданина Халенкова Артура Васильевича на нарушение их конституционных прав и свобод частью 4 статьи 7 Закона о недрах разъяснено, что из положений части 4 статьи 7, статьи 11 Закона о недрах следует, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом названный Закон устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть первая статьи 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть первая статьи 7). Соответственно, обладателю права пользования недрами принадлежит право не допускать всех прочих лиц к пользованию предоставленным ему горным отводом, а также право требования не препятствовать ему в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, связанных с пользованием недрами. Тем самым ограничивается возможность выдачи другому лицу лицензии на пользование недрами в границах того же участка недр на законных основаниях.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Границы участка недр устанавливаются в соответствии с требованиями пунктов 1 - 5 "Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее - Положение).
Согласно требований пункта 4 Положения границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту.
В обоснование вывода об ограничении оспариваемым приказом и выданной на его основании ООО "Антей" лицензии, законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции указал следующие основания: контур подсчета запасов лицензии СПК "Дружба" серии СИМ 51340 ТЭ N 1340 от 20.08.2018 и контуры оспариваемой лицензии ООО "Антей" накладываются; согласно лицензии СПК "Дружба" серии СИМ 51340 ТЭ N 1340 от 20.08.2018 СПК "Дружба" участок недр уже имеет статус горного отвода; заявителем 11.02.2019 в материалы дела предоставлен акт Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Украины от 26.12.2008 о предоставлении горного отвода, а также материалы самого горного отвода, подтверждающие соответствующие права заявителя как пользователя недр.
Вместе с тем, материалами дела, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции подтверждается лишь пересечение (наложение) лицензионного контура ООО "Антей" и исключительно границы (контура) подсчета запасов полезных ископаемых СПК "Дружба", утвержденной протоколом запасов полезных ископаемых, подготовленным Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Украины от 21.07.1994 N 219.
При этом указанная граница подсчета запасов полезных ископаемых не совпадает ни с контуром лицензии СПК "Дружба" СИМ 51340 ТЭ N 1340 от 20.08.2018 (являющейся по существу переоформленным украинским специальным разрешением N 4713 от 30.09.2008), ни с горным отводом, учитывая, что эта лицензия имеет статус горного отвода.
В свою очередь, вышеуказанный протокол является частью проектной документации правопредшественника СПК "Дружба" - КСП "Дружба", а не разрешительным документом, дающим СПК "Дружба" какие-либо права на пользование недрами (как лицензия), либо на проведение работ, связанных и вытекающих из пользования недрами (как горный отвод).
При этом границы, указанные в проекте горного отвода и в акте горного отвода (его топографическом приложении), исходя из результатов этой проверки, могут отличаться.
Помимо этого, как отмечено судом апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствует копия топографического плана, который является неотъемлемой частью акта о предоставлении горного отвода от 26.12.2008 N 1519, а без него невозможно утверждать о пересечении границ горного отвода СПК "Дружба" и лицензионного контура ООО "Антей", учитывая, что в пункте 3.2 раздела 3 Постановления Верховного совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 (ред. от 05.04.2016) "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", прямо указано, что границы должны иметь подробное описание и координаты.
Поскольку описания границ и координат украинского горного отвода заявителем в материалы дела не представлено, следует согласится с выводом обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции о том, что вывод суда первой инстанции о наложении границ горного отвода СПК и общества не соответствуют действительности, поскольку в силу статей 65, 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, а судебный акт не может быть основан на предположениях.
Кроме того, на основании статьи 5 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 161), проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, расположенными на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, утвержденная до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", должна быть в обязательном порядке приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до 01.01.2017.
С 01.01.2017 проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, указанная в части 1 настоящей статьи и не соответствующая законодательству Российской Федерации, признается недействующей.
В соответствии с письмом Минприроды Крыма от 26.11.2018 N 8757/10.2-16 запасы пильных известняков Воронковского месторождения участка Северо-Западный были утверждены лишь протоколом ГКЗ Украины от 21.07.1994 N 219, и в соответствии с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 N 278, не утверждались.
Соответственно, протокол запасов полезных ископаемых от 21.07.1994 N 219 и обозначенные в нем границы, которые пересекаются с лицензионным контуром ООО "Антей", утратили свою юридическую силу с 01.01.2017, то есть до начала процедуры приема заявок на геологическое изучение соответствующего участка недр 22.09.2017, и принятия оспоренного Приказ N 2703 от 27.11.2017.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А83-18307/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку описания границ и координат украинского горного отвода заявителем в материалы дела не представлено, следует согласится с выводом обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции о том, что вывод суда первой инстанции о наложении границ горного отвода СПК и общества не соответствуют действительности, поскольку в силу статей 65, 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, а судебный акт не может быть основан на предположениях.
Кроме того, на основании статьи 5 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 161), проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, расположенными на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, утвержденная до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", должна быть в обязательном порядке приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до 01.01.2017.
...
В соответствии с письмом Минприроды Крыма от 26.11.2018 N 8757/10.2-16 запасы пильных известняков Воронковского месторождения участка Северо-Западный были утверждены лишь протоколом ГКЗ Украины от 21.07.1994 N 219, и в соответствии с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 N 278, не утверждались."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2020 г. N Ф10-341/20 по делу N А83-18307/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-341/20
09.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2151/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18307/18
15.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18307/18