г. Брянск |
|
19 июня 2009 г. |
Дело N А14-432/2009/10/30 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С.Ю. |
Судей |
Степиной Л.В. Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Общества с ограниченной ответственностью "Сезам" |
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
|
|
от Управления Федерального казначейства по Воронежской области |
Чужикова А.Н. - ведущего специалиста - эксперта юр. отдела (дов. от 31.12.2008 г. N 31-13-20, пост.); |
рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сезам" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2009 г. (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 г. (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А14-432/2009/10/30,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сезам" (далее - ООО "Сезам", Общество, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Воронежской области (далее - УФК по Воронежской области, Управление), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа N 039389 от 28.05.2007 г., выданного Арбитражным судом Воронежской области, и обязании принять к исполнению названный исполнительный документ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя УФК по Воронежской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Воронежской области на основании решения от 28.02.2007 г. по делу N А14-8458-2006/318/29 выдан исполнительный лист N 039389 от 28.05.2007 г. о взыскании 181923,32 руб. (161723,32 руб. основного долга и 20200 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами) с Муниципального учреждения "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района" (далее - МУ "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района", должник) в пользу Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 53, г. Воронеж (заменено определением Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2008 г. по делу N А14-8458-2006/318/29 на ООО "Сезам"). При недостаточности денежных средств и имущества в распоряжении МУ "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района" субсидиарная ответственность возложена судом на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Администрации городского округа город Воронеж за счет имущества, составляющего муниципальную казну.
Общество 05.05.2008 г. предъявило указанный исполнительный лист для принудительного исполнения судебному приставу- исполнителю.
Постановлением от 27.05.2008 г. N 1013/08 ввиду отсутствия денежных средств на счете у основного должника и невозможности обращения взыскания на иное имущество МУ "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района" исполнительное производство окончено и исполнительный лист N 039389 возвращен взыскателю - ООО "Сезам".
Ссылаясь на п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Общество 21.11.2008 г. направило в адрес УФК Воронежской области для исполнения указанный исполнительный документ для взыскания суммы долга с субсидиарного должника - Муниципального образования городской округ город Воронеж.
Управление 08.12.2008 г. возвратило ООО "Сезам" без исполнения исполнительный документ N 039389 от 28.05.2007 г., указав, что лицевые счета Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Администрации городского округа город Воронеж в УФК по Воронежской области не открыты.
Полагая, что названные действия Управления противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, в случае несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), п. 3 ст. 239 и п. 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (п. 4 ст. 242.1 БК РФ).
В соответствии со ст.ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Пунктами 4 и 5 ст. 242.5 БК РФ установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
В силу п. 9 ст. 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, в соответствии с п. 12 ст. 245 БК РФ исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве".
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", прежде чем осуществлять взыскание долга с субсидиарного должника, кредитору надлежит обратиться с требованиями к основному должнику и, если последний отказался их выполнить или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, он вправе обратить взыскание на имущество субсидиарного должника.
Учитывая изложенное, Общество до предъявления требований к субсидиарному должнику в лице главного распорядителя средств (п. 9 ст. 242.5 БК РФ) обязано было обратиться с требованиями к основному должнику и, в силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ, направить исполнительный лист в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, которым в соответствии с п. 3.16 Положения "О финансово - казначейском управлении Администрации городского округа город Воронеж" является ФКУ Администрации городского округа город Воронеж, уполномоченное открывать и вести лицевые счета распорядителей и получателей средств бюджета городского округа.
Поскольку ООО "Сезам" не соблюден предписанный законодательством порядок предъявления к взысканию исполнительного документа, Управление обоснованно возвратило Обществу исполнительный лист без исполнения, не нарушив тем самым его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения и постановления суда, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 г. по делу N А14-432/2009/10/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сезам" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.