г. Калуга |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А83-17773/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" (г. Симферополь, ул. Куйбышева, д. 60/24, офис 19, ИНН 9102036524, ОГРН 1149102067300): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (г. Симферополь, проспект Кирова, 13, ИНН 9102012065, ОГРН 1149102017404): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Совета Министров Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации города Ялта Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Витковой Марии Михайловны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 года по делу N А83-17773/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Черномор-инвест" (далее - ООО "Черномор-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, комитет) об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения N 1б в лит. Б с 16-9 по 16-14, общей площадью 81,7 кв. м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, д. 29Д, о признании незаконным решения Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения N 1б в лит. Б с 16-9 по 16-14, общей площадью 81,7 кв. м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, д. 29Д от ООО "Черномор-Инвест" к Витковой Марии Михайловне на основании договора купли-продажи от 15.05.2014 N 1 и договора купли-продажи от 15.05.2014 N 2, возложении обязанности на комитет осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные нежилые помещения и государственную регистрацию перехода права собственности на указанные помещения к Витковой Марии Михайловне на основании ранее поданного заявления (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Витковой Марии Михайловны (далее - Виткова М.М.), Администрации г. Ялты Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2019 года, решения Госкомрегистра от 13.08.2018 N N 90/016/164/2018-5915, 90/016/164/2018-5941 признаны недействительными, на Госкомрегистр возложена обязанность рассмотреть поданные обществом заявления о государственной регистрации права собственности за ООО "Черномор-Инвест" на нежилые помещения N 1б в лит. Б с 16-9 по 16-14, общей площадью 81,7 кв. м, нежилые помещения N 1в в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, д. 29Д, и заявления о государственной регистрации перехода права собственности от ООО "Черномор-Инвест" к Витковой М.М. на указанные объекты недвижимого имущества на основании договоров купли-продажи от 15.05.2014 NN 1 и 2.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госкомрегистр обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Совет Министров Республики Крым считал кассационную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы не кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
От Госкомрегистра поступило ходатайство об отложении судебного заседания ввиду невозможности явки его представителя в судебное заседание.
Учитывая, что явка сторон в суд кассационной инстанции обязательной не признана, принимая во внимание в соответствии с положениями части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.05.2014 между ООО "Черномор-Инвест" и Витковой М.М. заключены договор N 1 купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому общество передало, а Виткова М.М. приняла нежилые помещения N 16 в лит. Б с 16-9 по 16-14, общей площадью 81,7 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, д. 29Д, и договор N 2 купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому общество передало, а Виткова М.М. приняла нежилые помещения N 1В в лит. Б с 1в-15 по 1в-21, общей площадью 105,9 кв. м, расположенные по тому же адресу.
02 июля 2018 года ООО "Черномор-инвест" совместно с Витковой М.М. обратились в Ялтинский отдел комитета с заявлениями о регистрации права собственности и перехода права собственности на недвижимое имущество - вышеуказанные нежилые помещения.
Уведомлениями комитета от 12.07.2018 N N 90/016/164/2018-5941, 90/016/164/2018-5915 государственная регистрация права собственности была приостановлена до 10 августа 2018 года со ссылкой на нарушения в части использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, отсутствием прав на многоконтурный земельный участок, а также в связи с непоступлением ответов на запросы комитета.
Сообщениями управления об отказе в государственной регистрации от 13.08.2018 N N 90/016Э164Э2018-5915 и 90/016/164/2018-5941 в осуществлении государственной регистрации права и перехода права собственности отказано.
Не согласившись с решением Госкомрегистра о приостановлении и отказе в государственной регистрации, ООО "Черномор-Инвест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления и для отказа в государственной регистрации права и перехода права собственности.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусмотрено, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Установленный законодательством переходного периода на территории Республики Крым порядок переоформления ранее возникших прав, в том числе зарегистрированного права собственности на объекты недвижимого имущества, не порождает безусловной обязанности регистрирующего органа по автоматической регистрации ранее возникшего права в порядке его переоформления, но предполагает обязанность уполномоченного органа (при проведении правовой экспертизы) и суда (при рассмотрении спора) осуществить правовую проверку представляемых заинтересованным лицом для государственной регистрации документов в целях установления законности возникновения права на объект недвижимости по законодательству Украины, в период действия которого был зарегистрировано право, с учетом особенностей правового регулирования переходного периода и положений Закона о государственной регистрации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, в качестве документов - оснований возникновения права на рассматриваемые нежилые помещения в объектах капитального строительства, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. им. Ленина, д. 29Д, обществом представлены свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества, выданные Исполнительным комитетом Алупкинского городского совета 28 сентября 2010 года.
Указанные свидетельства являются правоподтверждающими, но не правоустанавливающими документами; данные свидетельства выданы на основании решения Исполнительного комитета Алупкинского городского совета, однако сведения об основаниях возникновения права собственности на спорные объекты (нежилые помещения) отсутствуют и судами не проверялись.
Обстоятельства возникновения права на объекты недвижимости по законодательству Украины (при переоформлении ранее возникших прав, с учетом особенностей правового регулирования переходного периода) судами не выяснялись.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" застройка территорий осуществляется путем размещения объектов строительства. Право на застройку земельного участка реализуется его владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации. При предоставлении земельного участка в пользование с целью застройки необходимо, чтобы условия будущего строительства того или иного сооружения соответствовали целевому назначению земельного участка, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины определяется путем отнесения компетентным органом земельного участка к той или иной категории.
В силу пункта 4.1 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26.06.1998 N 399/2839), оформление права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется с выдачей свидетельства о праве собственности по образцу, приведенному в приложении 11, местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления: физическим лицам на новопостроенные, перестроенные или реконструируемые объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности или решения об отведении земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и введения его в эксплуатацию; физическим и юридическим лицам на основании документов, установленных законодательством, которые подтверждают их право собственности на объекты недвижимого имущества.
В обоснование своей позиции комитет указывал, что на основании договора аренды от 17.09.2004 общество использует земельные участки с кадастровыми номерами 90:25:090104:179 и 90:25:090104:181, расположенные по адресу г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29, район санатория "Южнобережный". Земельные участки предоставлены в аренду для строительства и обслуживания корпусов санатория-профилактория, однако используются обществом не по целевому назначения.
Между тем с учетом вышеуказанных положений законодательства судами оставлено без внимания, строительство какого объекта капитального строительства предусмотрено на соответствующих земельных участках, с соблюдением требований к зонам санитарной охраны Черного моря, не проверялись сведения об окончании строительства и о вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также о государственной регистрации права собственности на тот объект, строительство которого было предусмотрено (корпуса санатория-профилактория), не устанавливалось по данным технической инвентаризации расположение спорных нежилых помещений как частей объекта капитального строительства, технические характеристики нежилых помещений и сведения о том, входят ли помещения в состав объекта капитального строительства, не приведены правовые основания для выдела нежилых помещений.
После установления соответствующих обстоятельств судам необходимо определить возможность регистрации права собственности на спорные помещения как на самостоятельные объекты права.
Проверяя наличие нарушенного прав как обязательного условия для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, суд должен установить, имелось ли у общества по представленным им на регистрацию документам право на регистрацию объектов, поскольку именно отказ в такой регистрации, то есть отрицательный результат рассмотрения заявления общества, оспаривался в суде.
При этом не имеет значения тот факт, рассматривались ли комитетом все документы или государственный орган ограничился формальным установлением лишь нескольких, перечисленных выше, препятствий, поскольку в суде подлежал рассмотрению именно вопрос достаточности и соответствия по форме и содержанию установленным для регистрации права представленного обществом комплекта документов, поскольку недоказанность нарушения прав и законных интересов в соответствии со положениями части 3 статьи 201 АПК РФ (а следовательно, отсутствие законного интереса данного лица, нарушенного оспариваемым отказом, вне зависимости от мотивов, положенных в обоснование отказа), является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку устранение допущенных судами нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, установления фактических обстоятельств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции, оспариваемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в соответствии с требованиями статей 71, 168 АПК РФ оценить доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих доводов и возражений, исследовать их во взаимосвязи и совокупности; с учетом положений статей 65, 200, 210 АПК РФ установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Согласно части 3 статьи 289 АПК РФ, при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе за подачу кассационной жалобы, разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 года по делу N А83-17773/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусмотрено, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных данной статьей.
...
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2020 г. N Ф10-791/20 по делу N А83-17773/2018