г.Калуга |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А64-7015/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Серокуровой У.В., рассмотрев в судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2019 (резолютивная часть от 14.10.2019) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А64-7015/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" (далее - ООО УК "КЖК", ответчик) о взыскании основного долга за потребленную горячую воду за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 в размере 13999,66 руб., неустойки за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 в сумме 2482,19 руб., неустойки с 20.09.2019 по день фактической оплаты долга в соответствии с п. 6.3. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2019 (резолютивная часть от 14.10.2019), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Кассатор не согласен с оценкой судами фактических обстоятельств дела. Ссылается на то, что суды необоснованно отказали в рассмотрении настоящего дела по общим правилам искового производства. Указывает, что обязанность по оснащению спорных многоквартирных домов N 43 по ул. Котовского и N 16 по ул. Гаврилова г. Котовска Тамбовской области коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды лежит именно на ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО" как ресурсоснабжающей организации. Считает, что истцом неправомерно применен повышающий коэффициент, так как в спорных домах отсутствовала техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ).
Согласно ч. 2 ст. 288.2 АПК РФ, п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10), кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без протоколирования, без вызова лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству и ее рассмотрении судом кассационной инстанции без вызова сторон в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Истец представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 АПК РФ, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" на основании концессионного соглашения от 11.05.2017 в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города Котовска Тамбовской области осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей на территории города Котовска Тамбовской области.
ООО УК "КЖК" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д., 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, избравших на общих собраниях собственников помещений способы управления МКД управляющей организацией - ООО УК "КЖК".
С сопроводительным письмом от 13.06.2018 N Ис-2018/13.06-12АО ООО УК "КЖК" 18.06.2018 вручен для заключения договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N14-18/КТ68/ГВС-СОИ-УК. Однако ответ на поступившую заявку о заключении договора (оферту) от ООО УК "КЖК" не последовал.
В соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
На основании п. 1.1 договора, предметом договора является поставка - приобретение горячей воды через присоединенную сеть. ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (ресурсоснабжающая организация) обязуется поставлять ООО УК "КЖК" (исполнитель) горячую воду, а исполнитель обязуется приобретать горячую воду в целях содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу, указанному в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, управление общим имуществом, в котором осуществляет исполнитель по договору управления.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора, ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять горячую воду исполнителю до границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную сеть; поддерживать на границе эксплуатационной ответственности сторон показатели качества горячей воды в соответствии с п. 2.4 настоящего договора.
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.10, 3.2.11 договора, в обязанности исполнителя по договору входит:
- оплата ресурсоснабжающей организации фактического объема горячей воды, поставленного ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями раздела 6 настоящего договора;
- передача ресурсоснабжающей организации показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета по форме приложения N 4, сведения о количестве зарегистрированных и фактически проживающих жителей, иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, а также уведомление ресурсоснабжающей организации о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния;
- в случае отсутствия коллективных приборов учета расхода горячей воды обеспечение проведение с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов собраний с доведением информации об оборудовании домов коллективными (общедомовыми) приборами учета ресурсоснабжающей организацией в рамках соблюдения Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ и платежах потребителей, связанных с их установкой;
- при неисполнении собственниками помещений и исполнителем обязанности по обеспечению работоспособности (техническому обслуживанию) общедомовых приборов учета, заключение с ресурсоснабжающей организацией или иной специализированной организацией возмездного договора на техническое обслуживание общедомовых приборов учета горячей воды.
Размер платы за горячую воду определяется произведением количества поставленной исполнителю горячей воды на расчетную ставку оплаты, определенную в соответствии с п. 6.2 настоящего договора, исходя из 2-х компонентных тарифов на горячую воду, установленных Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (п. 6.1 договора).
В силу п. 6.3 договора расчетный период составляет один календарный месяц.
Плата за горячую воду вносится исполнителем ежемесячно до 15-го числа месяца следующего за расчетным, в размере 100 % стоимости фактического объема поставленной горячей воды, на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, на основании платежных документов, полученных в ресурсоснабжающей организации после 5-го числа следующего за расчетным месяца, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (п. 6.5 договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 осуществило поставку горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16.
Суды установили факт вручения расчетных документов ответчику.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции ООО УК "КЖК" частично оплатило задолженность по МКД, расположенным по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7; оставшаяся сумма долга по оплате горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 составила 13999,66 руб.
В связи с просрочкой оплаты потребленного ресурса на содержание общедомого имущества в МКД, расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в соответствии с п. 6.3 ст. 13 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 начислены пени в сумме 2482,19 руб.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований претензии об оплате образовавшейся задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций правомерно руководствовались ст. 424, п. 1 ст. 539, ст. 544, п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 44, ч. 7 ст. 155, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2012 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"), пунктами 2, 11, 13, 14, пп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354), пунктами 11, 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", а также позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными ОДПУ (пункт 44 Правил N 354).
Суды сделали верный вывод о том, что в данном случае независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Факт поставки ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, в общей сумме 43031,09 руб. установлен судами и ответчиком не оспаривался, возражений относительно качества поставленного ресурса ответчик также не заявлял.
На основании сведений, предоставленных ответчиком, дома, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, оборудованы ОДПУ. МКД по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, не оборудованы ОДПУ.
Сумма долга по оплате горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, не оборудованных ОДПУ по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 составила 13999,66 руб.
Суды правомерно отклонили довод ответчика о необоснованном применении истцом в расчетах повышающего коэффициента - 1,5.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Части 3 - 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" устанавливают обязанность по оснащению объектов приборами учета в период в 2011-2012 годах.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
На основании части 9 ст. 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" установлено, что собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (ч. 11 ст. 2 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности").
В соответствии с пп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Следовательно, обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющего домом.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ресурсоснабжающая организация обязана заключить с обратившейся к ней управляющей организацией договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, однако она не должна осуществлять установку общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки доводам ответчика законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"). Общество как управляющая организация в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) должно принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета (аналогичная правовая позиция изложенна в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
В пп. "е" п. 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (пп. "ж" п. 22 Правил N124).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Приказ N 627) (п. 2-4 Приказа N 627).
Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого регламентированы Приказом N 627.
Предусмотренный Приказом N 627 акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в МКД по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, ответчиком в материалы дела не представлен (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что истцом при расчете платы за горячую воду, потребленную на содержание общего имущества в МКД, где отсутствуют установленные и введенные в эксплуатацию ОДПУ, правомерно применен повышающий коэффициент равный 1,5, в связи с чем суды удовлетворили требование истца о взыскании основного долга за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, в сумме 13999,66 руб. в полном объеме.
Установив допущенную ответчиком просрочку оплаты потребленного ресурса на содержание общедомого имущества в МКД, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 330, 332 ГК РФ, п. 6.3 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", проверив расчет истца и признав его верным, удовлетворили требование истца о взыскании пени за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 в размере 2482,19 руб. и за период с 20.09.2019 по день фактической оплаты долга.
Довод заявителя жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Обосновывая необходимость перехода к рассмотрению по общим правилам искового производства, ответчик ссылался на необходимость предоставления и исследование дополнительных доказательств. Однако к отзыву и дополнительному отзыву по делу ответчик не приложил каких-либо документов, а также не обосновал необходимости суду первой инстанции исследовать дополнительные доказательства для разрешения дела по существу. Доводам правовой позиции, изложенной ООО УК "КЖК", судом дана надлежащая оценка.
Установив отсутствие правовых оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика.
Руководствуясь частью 2 статьи 272.1 АПК РФ, а также абзаца 2 пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционный суд правомерно не принял представленные ответчиком в качестве новых доказательств дополнительные документы.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А64-7015/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2020.
Судья |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
...
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Приказ N 627) (п. 2-4 Приказа N 627).
Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого регламентированы Приказом N 627.
...
Установив допущенную ответчиком просрочку оплаты потребленного ресурса на содержание общедомого имущества в МКД, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 330, 332 ГК РФ, п. 6.3 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", проверив расчет истца и признав его верным, удовлетворили требование истца о взыскании пени за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 в размере 2482,19 руб. и за период с 20.09.2019 по день фактической оплаты долга."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2020 г. N Ф10-1108/20 по делу N А64-7015/2019