г.Калуга |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А08-8386/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Стрегелевой Г.А.,Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от Управления записи актов гражданского состояния Белгородской области (ОГРН 1053107049654, ИНН 3123118713) - Слюсаренко Т.М., распоряжение Губернатора Белгородской области от 19.03.2018;
от Борзых Андрея Александровича (ОГРН 313313014100030, ИНН 312100525352) - Орлова П.В. доверенность от 22.12.2019, копия диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу Управления записи актов гражданского состояния Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А08-8368/2019
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Борзых Андрей Александрович (далее - заявитель, АУ Борзых А.А.) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению записи актов гражданского состояния по Белгородской области (далее - ответчик, Управление ЗАГС) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении информации в отношении Гороховой А.В. о государственной регистрации заключения брака, о государственной регистрации расторжения брака, о 2 государственной регистрации перемены имени, о государственной регистрации рождения детей, о государственной регистрации усыновления (удочерения), о государственной регистрации отцовства, о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния, об обязании Управление ЗАГС представить указанную информацию.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, признан незаконным отказ Управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Белгородской области, содержащийся в письме от 10.07.2019 исх.N 32-1/0204, в предоставлении информации арбитражному управляющему Борзых А.А. в отношении должника Гороховой А.В. о государственной регистрации заключения брака, о государственной регистрации расторжения брака, о государственной регистрации перемены имени, о государственной регистрации рождения детей, о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния. На Управление ЗАГС возложена обязанность предоставить соответствующую информацию.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление ЗАГС обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Финансовый управляющий письменным мотивированным отзывом против доводов кассационной жалобы возражал, указывая на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы. Представитель Борзых А.А. возражал против доводов кассационной жалобы.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.06.2019 по делу А08-9891/2017 Грохова А.В. признана банкротом и в ее отношении введена процедура реализации имущества на 6 месяцев. Впоследствии срок реализации имущества продлен до 18.05.2020 (определение Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2020 по делу N А08- 9891/2017).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.06.2019 по делу А08-9891/2017 финансовым управляющим утвержден Борзых А.А.
Исполняя возложенные обязанности, Борзых А.А. обратился в Управление ЗАГС с запросом от 08.07.2019 исх.N 23 о предоставлении в отношении должника Гороховой А.В. следующих сведений: о государственной регистрации заключения брака, о государственной регистрации расторжения брака, о государственной регистрации перемены имени, о государственной регистрации рождения детей, о государственной регистрации усыновления (удочерения), о государственной регистрации отцовства, о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния.
Письмом от 10.07.2019 N 32-1/0204 Управление ЗАГС отказало в предоставлении указанной информации, ссылаясь на отсутствие полномочий арбитражного управляющего на получение данной информации, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отменяя решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.12.2019, которым в удовлетворении требований отказано, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что финансовый управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, финансовый управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Праву финансового управляющего получать информацию о должнике, в том числе о его семейном положении и наличии детей, корреспондирует его обязанность принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества, по проведению анализа финансового состояния гражданина. Истребуемая финансовым управляющим информация о наличии заключенных, расторгнутых браков, фактов рождения (смерти) детей, об изменении имен, фамилий, отчеств, пола в отношении должников - физических лиц необходима для осуществления возложенных на управляющего обязанностей, в том числе по анализу финансового состояния должника, по поиску его имущества и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов.
Изложенное означает, что запрашивая информацию о должнике, финансовый управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства в отношении должника в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Установленная пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве обязанность гражданина по предоставлению финансовому управляющему сведений, в том числе, о его семейном положении, об изменении фамилии, имени и отчестве, не исключает права арбитражного (финансового) управляющего запрашивать необходимые сведения о гражданине у государственных органов, располагающих такими сведениями, на основании пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в том числе и в целях проверки достоверности и полноты уже представленных гражданином сведений.
Одновременно положения пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве не устанавливают иной порядок получения финансовым управляющим сведений о должнике у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве. Тем не менее относимость запрашиваемых сведений соответствует обстоятельствам, подлежащим установлению в процедуре банкротства гражданина.
Изложенное означает, что сведения о семейном положении должника с учетом его влияния на режим и правовой статус имущества составляют сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника, и могут быть получены финансовым управляющим в силу предоставленных ему пунктом 1 статьи 20.3, пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве полномочий.
Учитывая изложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в целях надлежащего исполнения своих обязанностей в качестве финансового управляющего должника заявитель правомерно обратился в Управление ЗАГС с запросом о предоставлении соответствующих сведений.
Повторяющийся довод Управления ЗАГС, ссылающегося на положения пункта 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ, как исключающие права и обязанности предоставлять запрашиваемую информацию, подлежит отклонению, поскольку при таких обстоятельствах создаются препятствия в осуществлении финансовым управляющим его деятельности. При этом Закон о банкротстве является специальным законом, предусматривающим круг прав и обязанностей финансового управляющего в отношении гражданина, признанного несостоятельным (банкротом).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А08-8368/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленная пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве обязанность гражданина по предоставлению финансовому управляющему сведений, в том числе, о его семейном положении, об изменении фамилии, имени и отчестве, не исключает права арбитражного (финансового) управляющего запрашивать необходимые сведения о гражданине у государственных органов, располагающих такими сведениями, на основании пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в том числе и в целях проверки достоверности и полноты уже представленных гражданином сведений.
Одновременно положения пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве не устанавливают иной порядок получения финансовым управляющим сведений о должнике у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве. Тем не менее относимость запрашиваемых сведений соответствует обстоятельствам, подлежащим установлению в процедуре банкротства гражданина.
Изложенное означает, что сведения о семейном положении должника с учетом его влияния на режим и правовой статус имущества составляют сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника, и могут быть получены финансовым управляющим в силу предоставленных ему пунктом 1 статьи 20.3, пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве полномочий.
...
Повторяющийся довод Управления ЗАГС, ссылающегося на положения пункта 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ, как исключающие права и обязанности предоставлять запрашиваемую информацию, подлежит отклонению, поскольку при таких обстоятельствах создаются препятствия в осуществлении финансовым управляющим его деятельности. При этом Закон о банкротстве является специальным законом, предусматривающим круг прав и обязанностей финансового управляющего в отношении гражданина, признанного несостоятельным (банкротом)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2020 г. N Ф10-1735/20 по делу N А08-8368/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1735/20
06.03.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-671/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-8368/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-8368/19
27.09.2019 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-8368/19