г.Калуга |
|
2 июня 2020 г. |
Дело N А48-3252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370, ул.Новорязанская, д.18, стр.22, г.Москва, 107078) - Будашевского М.А. (доверенность от 05.08.2019, диплом),
от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695, ИНН 5753049903, пл.Ленина, д.1, г.Орел, 302021) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А48-3252/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" ( далее - АО "ЦППК", общество, Компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения от 26.06.2019) к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области на 2018 год, выраженного в письме от 25.12.2018 N 71/1490, и обязании Департамент заключить договор о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области на 2018 год с учетом приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 30.11.2018 N 426-т.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 в удовлетворении требований АО "ЦППК" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 решение суда отменено. Требования АО "Центральная пригородная пассажирская компания" удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента в заключении договора о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области на 2018 год, выраженный письмом от 25.12.2018 N 71/1490. На Департамент возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы акционерного общества Центральная пригородная пассажирская компания".
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда, указывая, на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в оспоренном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам.
Общество в отзыве на кассационную жалобу считает доводы Департамента необоснованными, направленными на переоценку доказательств, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции от Департамента посредством системы "Мой арбитр" 26.05.2020 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью представителя прибыть в судебное заседание ввиду необходимости соблюдения ограничительных мероприятий, введенных указом Губернатора Орловской области от 03.04.2020 N 156 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и постановлением Правительства Калужской области от 17.03.2020 N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Рассмотрев в судебном заседании заявленное ходатайство, выслушав мнение представителя АО "ЦППК", судебная коллегия, учитывая правовые разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства Департамента, поскольку действие ограничительных мероприятий не распространяется на органы государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления (подпункт "ж" пункта 1 приложения N 1 к Указу Губернатора Орловской области от 03.04.2020 N 156), а въезд лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках, на территорию Калужской области не был ограничен постановлением Правительства Калужской области от 17.03.2020 N 200, при этом работа Арбитражного суда Центрального округа была возобновлена с 12.05.2020 в обычном режиме с соблюдением установленного судом особого порядка для посетителей.
Принявший участие в судебном заседании представитель АО "ЦППК" поддержал доводы, изложенные в отзыве, возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания.
Как установлено судами, следует из материалов дела, 14.03.2018 общество обратилось в Департамент с заявкой на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области (далее - субсидия), представив пакет документов предусмотренный пунктом 4 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 03.11.2017 N 469 (далее - Порядок N 469).
В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 03.11.2017 N 469 Департаментом принят приказ от 21.03.2018 N 141, которым решено заключить с АО "ЦППК" договор о предоставлении субсидий на 2018 год.
Письмом от 23.03.2018 (исх.N 71/337) Департамент уведомил общество о приятом решении заключить, в том числе, договор на предоставлении субсидии на 2018 год, приложив два экземпляра проекта договора.
В пункте 2.1 (раздел II. Финансовое обеспечение предоставления субсидии) договора указано, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета на цели, указанными в разделе I настоящего договора, за 2018 год в размере 25525581 руб. 40 коп. по коду БК 007 0408 ПГ30170522 811.
Пунктом 3.3 договора (раздел III. Условия и порядок предоставления субсидии) определено, что расчет суммы субсидии производится по формуле и указаны составляющие формулы, в том числе Тэ -установленный экономически обоснованный уровень тарифа на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.1 перечисление субсидии осуществляется ежеквартально не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в пределах средств, выделяемых Департаменту на указанные цели, в соответствии с бюджетным законодательством РФ на расчетный счет компании, открытый в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях.
Договор был подписан обществом с протоколом разногласий и возвращен Департаменту письмом от 05.04.2018 N 5797, которым АО "ЦППК" сообщила, что отраженная в договоре сумма не обеспечивает в полном объеме компенсацию потерь в доходах от государственного регулирования тарифов, является безусловно обременительной и ущемляет права компании от вынужденного вступления в правоотношения на невыгодных условиях, указав на целесообразность не указывать конкретную сумму субсидии в договоре.
Согласно протоколу разногласий, общество не согласилось с редакцией пунктов 2.1,3.1.2, 3.4, 4.3.1, 6.3.
В частности, общество предложило редакцию пункта 2.1, в которой отразило, что "субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств_., но не менее суммы, рассчитанной по формуле, указанной в пункте 3.3 договора"; в пункте 3.4 общество предложило убрать фразу "в пределах средств, выделяемых Департаменту на указанные цели в соответствии с бюджетным законодательством РФ".
Подписанный обществом договор с протоколом разногласий был зарегистрирован Департаментом (далее - договор от 09.04.2018 N 163-Д/18).
В ответ на предложения общества Департамент письмом от 23.04.2018 N 71/453 сообщил, что пункты 3.1.2, 4.3.1 принимаются в редакции общества в связи с допущенной технической ошибкой, а предложенная редакция пунктов 2.1,3.4 отклонена, поскольку договор составлен по типовой форме соглашения, утвержденной приказом Департамента финансов Орловской области от 29.12.2016 N 1125, размер субсидии установлен Законом Орловской области от 30.11.017 N 2177-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в фиксированной сумме. Этим же письмом Департамент направил обществу протокол урегулирования разногласий к договору.
Письмом от 10.05.2018 N 7967-18 общество сообщило, что подписание протокола урегулирования разногласий в редакции Департамента не представляется возможным, поскольку лишает перевозчика возможности получить полную компенсацию потерь в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов. Общество просило повторно рассмотреть протокол разногласий, направленный письмом от 05.04.2018.
Приказом Управления по тарифам Орловской области от 05.03.2018 N 18-т "Об установлении ОАО "Центральная ППК" экономически обоснованного уровня тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2018 год" для общества был установлен экономически обоснованный уровень тарифа (далее - ЭОУТ) на 2018 год в размере 2,452 руб. на 1 пасс.км.
Решение Управления было обжаловано заявителем в ФАС России, которое удовлетворило заявление общество и решением от 08.10.2018 обязало тарифный орган пересчитать ЭУОТ.
Приказом Управления по тарифам Орловской области от 30.11.2018 N 426-т в приказ от 05.03.2018 N 18-Т внесены изменения и Компании экономически обоснованный уровень тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области установлен в размере 3,833 рублей на одного пассажира за 1 километр.
Считая, что между обществом и Департаментом не было достигнуто соглашения о предоставлении субсидий в рамках договора от 09.04.2018 N163-Д/18, 11.12.2018 заявитель направил в адрес Департамента пакет документов на получение субсидии.
Департамент письмом от 25.12.2018 N 71/1490 сообщил об оставлении без рассмотрения представленные обществом документы, так как имеется заключенный договор на предоставление субсидии от 09.04.2018 N 163-Д/18, а согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают действие 31 декабря.
Посчитав, что оставляя без рассмотрения заявку общества на заключение договора на получение субсидии в соответствии с Порядком N 469, Департамент неправомерно отказал в заключении договора, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований АО "ЦППК", оценив представленные обществом и Департаментом в материалы дела доказательства, доводы в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статьей 6, 65, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая порядок предоставления субсидий, установленный постановлением Правительства Орловской области от 03.11.2017 N 469, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на получение субсидии, которое реализуется в форме заключенного договора, последующем получении субсидии в соответствии с Порядком N 469 и договором, не реализовано по инициативе АО "ЦППК", а не вследствие бездействия/действия Департамента.
Судом учтено, что право на получение обществом субсидии в 2018 году Департаментом не ставилось под сомнение, сумма субсидии, указанная в пункте 2.1 договора от 09.04.2018 N 163-Д/18, полностью возмещала потери в доходах АО "ЦППК" в связи с перевозкой населения по тарифу ниже экономически обоснованного уровня на момент заключения договора.
Оценивая предложения общества внести изменения в текст договора от 09.04.2018 N 163-Д/18, изменив пункты 2.1, 3.4, суд первой инстанции пришел к выводу, что данные изменения предложены АО "ЦППК" в нарушение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", пунктом 12 Порядка N 469.
Суд указал, что существенные условия для договора на предоставление субсидии установлены в п. 12 ПорядкаN 469, к которым отнесены: условия и сроки перечисления субсидии, сроки и формы отчетности, порядок и сроки предоставления субсидии, права и обязанности сторон, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, ответственность сторон за нарушение условий договора, порядок и основания его досрочного расторжения, согласие получателя на осуществление Департаментом и органом финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии организации железнодорожного транспорта.
При этом, как установил суд первой инстанции, пунктом 3.3 договора от 09.04.20187 N 163-Д/18 сторонами согласовано без разногласий условие о порядке определения цены договора, с указанием развернутой формулы расчета, что соответствует правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в абз. 3 п.2 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", о необходимости достижения согласия либо о цене договора, либо о порядке ее определения.
Суд пришел к выводу о необоснованности утверждения общества об ошибочном исчислении Департаментом суммы субсидии, исходя из установленного приказом управления по тарифам Орловской области N 18-т в размере 2,452 руб. за 1 пасс.км, поскольку на момент обращения общества в департамент с заявкой на заключение соответствующего договора предельный размер субсидии был установлен Законом Орловской области, а также действовал указанный тариф.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции согласился с Департаментом, оставившим заявку общества от 11.12.20018 без рассмотрения.
Рассматривая дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что после направления обществом письмом от 10.05.2018 возражений на отказ Департамента изменить пункты 2.1 и 3.4 сторонами были согласованы окончательные редакции спорных пунктов договора, следовательно, вопрос о размере предоставляемых субсидий не был урегулирован, в судебном порядке с заявлением о понуждении к заключению договора в рамках настоящего спора ни одна из сторон не обращалась. Учитывая положения статьи 445 ГК РФ, а также отсутствие информации со стороны Департамента о согласовании спорных пунктов договора в редакции общества, суд апелляционной инстанции констатировал, что у АО "ЦППК" отсутствовали основания полагать договор от 09.04.2018 N 163-Д/18 заключенным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что существенное условие договора о предоставлении субсидии, а именно определение субсидии в твердой сумме является существенным условием данного договора, которое не было согласовано сторонами договора, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно счел договор от 09.04.2018 заключенным.
Апелляционная коллегия судей пришла к выводу, что у Департамента отсутствовали основания для уклонения от заключения договора с обществом, отказ Департамента в рассмотрении заявки общества от 11.12.2018 не предусмотрен процедурой, установленной Порядком N 469, нарушает интересы заявителя в экономической сфере.
Суд округа не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом не обоснованно не учтено следующее.
Материалами дела подтверждено, установлено судами, АО "ЦППК" осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе на территории Орловской области; транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом осуществлялось компанией на основании заключенного с Департаментом договора от 26.12.2017 N 131-Д/17.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 05.03.2018 N 18-Т ОАО "Центральная ППК" установлен экономически обоснованный уровень тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2018 год в размере 2,452 рублей на одного пассажира за 1 километр, который впоследствии Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 30.11.2018 N 426-Т был изменен на 3,833 руб.
Законом Орловской области от 30.11.2017 N 2177-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции от 04.04.2018) утвержден размер расходов областного бюджета на 2018 год, в том числе, на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении предусмотрено 25525600 руб. (приложение N 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядком N 469, установленным Правительством Орловской области, предусмотрен механизм предоставления организациям железнодорожного транспорта возмещения выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области.
Возмещение выпадающих доходов предоставляется Департаментом на основании договора (пункт 2 Порядка N 469).
В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 указанного кодекса).
В данном случае, суд апелляционной инстанции не учел, что договор о предоставлении субсидии заключается между обществом и Департаментом в силу закона, а его существенные условия определяются, как верно отметил суд первой инстанции, пунктом 12 Порядка N 469.
Кроме того, стоимостное выражение предмета договора - возмещение выпадающих доходов, размер которых определяется по формуле, предусмотренной пунктом 19 Порядка N 469, и не является неизменной для каждого отчетного периода, поскольку, в том числе, зависит от пассажирооборота.
Пунктами 17 и 18 Порядка N 469 (в редакции, действовавшей до 14.01.2019) предусмотрено, что Департамент осуществляет компенсацию выпадающих доходов в пределах выделяемых ему на указанные цели лимитов бюджетных обязательств.
Вопреки суждениям общества, суд округа соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанная в пункте 2.1 договора от 09.04.2018 N 163-Д/18 сумма субсидии не является существенным условием договора.
Данный пункт договора предусматривает, что возмещение выпадающих доходов для общества обеспечено размером предусмотренной Законом Орловской области N 2177-ОЗ компенсации.
Доводы общества о том, что договор о предоставлении субсидии должен предусматривать полное возмещение выпадающих доходов, основан на неправильном толковании норм права.
АО "Центральная ППК" не оспаривало размер предусмотренных в областном бюджете денежных средств на компенсацию потерь, доказательств того, что после увеличения ЭОУТ оно обращалось в соответствующий орган о пересмотре размера компенсации, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд округа считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем, на основании части 1 статьи 288 АПК РФ постановление подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, как принятое в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А48-3252/2019 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 указанного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2020 г. N Ф10-617/20 по делу N А48-3252/2019