9 июня 2020 г. |
Дело N А08-7096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ермакова М.Н. |
судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
при участии в заседании:
от АКБ "Пробизнесбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" 127055, г.Москва, ул.Лесная, д.59, стр.2 ОГРН 1027700508978
от МИФНС России N 2 по Белгородской области 308000, г.Белгород, ул.Победы, д.47 ОГРН 1043100503654
от УФНС России по Белгородской области 308000, г.Белгород, ул.Преображенская, д.61 ОГРН 1043107045761 |
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АКБ "Промбизнесбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А08-7096/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк" (далее - Банк) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 2 по Белгородской области (далее - налоговый орган) от 04.07.2018 N 8138 и решения УФНС России по Белгородской области от 01.03.2019 N 06-1-18/03039.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2019 производство по делу в части требования о признании недействительным решения УФНС России по Белгородской области от 01.03.2019 N 06-1-18/03039 прекращено, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Банк просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, налоговым органом в связи с проведением в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эковата31" мероприятий налогового контроля в адрес Банка был направлен запрос от 23.06.2017 N 6015 о представлении выписок по операциям на счетах; на Банк возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня получения указанного запроса представить в отношении указанного юридического лица, как клиента Банка, выписки по операциям на счетах за период с 01.01.2016 по 01.01.2017.
Запрос о представлении выписок по операциям на счетах направлен налоговым органом почтовым отправлением и получен Банком 10.10.2017.
Ответ на запрос направлен Банком в адрес налогового органа 20.10.2017, то есть с нарушением установленного трехдневного срока.
Налоговым органом на основании ст.101.4 НК РФ составлен акт от 11.05.2018 N 8690 и принято решение от 04.07.2018 N 8138 о привлечении Банка к налоговой ответственности, предусмотренной ст.135.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 2500 руб. с учетом положений ст.ст.112, 114 НК РФ.
Решением УФНС России по Белгородской области от 01.03.2019 N 06-1-18/03039 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Пунктом 2 ст.86 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст.93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.3 ст.86 НК РФ).
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ (действовавшим в спорный период) утверждены формы и Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе (далее - Порядок N 518).
Запрос представляется в банк налоговым органом на бланке налогового органа, подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа (п.6 Порядка N 518).
В соответствии с п.4 Порядка N 518 запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом под расписку представителю банка или направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Датой получения запроса налогового органа, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, является дата, указанная в уведомлении о вручении (п.5 Порядка N 518).
Порядок представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки утвержден действующим в спорный период Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519@ (далее - Порядок N 519).
Согласно п.5 Порядка N 519 для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, расчет установленного п.2 ст.86 НК РФ срока (три рабочих дня), в течение которого банком в налоговый орган должна быть представлена справка (выписка) по запросу налогового органа, производится со дня, следующего за днем вручения представителю банка почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении.
Аналогичные положения содержатся в Положениеи Центрального банка Российской Федерации "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" от 06.11.2014 N 440-П.
Статьей 135.1 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с п.2 ст.86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п.5 ст.76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
Судами установлено, что запрос налогового органа от 23.06.2017 N 6015 является мотивированным, соответствует установленной форме и Порядку N 518.
Поскольку в установленный срок Банк соответствующие выписки не представил, налоговый орган правомерно привлек его к ответственности в соответствии со ст.135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 2500 руб. (с учетом уменьшения штрафных санкций), в связи с чем судами обоснованно отказано в удовлетворении заявления.
Довод Банка о том, что представление на бумажном носителе выписок по счетам с нарушением трехдневного срока, то есть не в электронном виде, не влечет применение ответственности, предусмотренной ст.135.1 НК РФ, является необоснованным, поскольку ст.135.1 НК РФ предусматривает ответственность за представление банками выписок с нарушением срока независимо от того, в каком виде банк направляет информацию на запрос налогового органа.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения ст.71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Все доводы кассационной жалобы заявлялись Банком в судах первой и апелляционной инстанций, все эти доводы были проверены судами и получили в принятых актах надлежащую правовую оценку.
Повторение этих же доводов в кассационной жалобе суд кассационной инстанции рассматривает как попытку переоценки доказательств, что в силу ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31 октября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2019 года по делу N А08-7096/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу АКБ "Промбизнесбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 135.1 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с п.2 ст.86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п.5 ст.76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
...
Поскольку в установленный срок Банк соответствующие выписки не представил, налоговый орган правомерно привлек его к ответственности в соответствии со ст.135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 2500 руб. (с учетом уменьшения штрафных санкций), в связи с чем судами обоснованно отказано в удовлетворении заявления.
Довод Банка о том, что представление на бумажном носителе выписок по счетам с нарушением трехдневного срока, то есть не в электронном виде, не влечет применение ответственности, предусмотренной ст.135.1 НК РФ, является необоснованным, поскольку ст.135.1 НК РФ предусматривает ответственность за представление банками выписок с нарушением срока независимо от того, в каком виде банк направляет информацию на запрос налогового органа."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2020 г. N Ф10-1054/20 по делу N А08-7096/2019