город Калуга |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А14-8018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Зинковская А.В. (доверенность от 18.10.2022, диплом);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (ОГРН 1173668048036, ИНН 3664230938) - Черных Р.Н. (доверенность от 16.06.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу N А14-8018/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 09.06.2020 N ВР/27/89 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-28/2020 и о признании незаконным и отмене представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.05.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-28/2020.
При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (далее - третье лицо, ООО "РСК").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и изложенные в отзыве возражения, заслушав представителей, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.07.2019 ООО "РСК" и ИП Маликов В.В. заключили договор аренды N 1, по которому ИП Маликов В.В. передал ООО "РСК" в аренду объекты электросетевого хозяйства, а именно: участок ЛЭП-10кВ и ТП 3500 кВА.
31.07.2019 в связи со сменой законного владельца указанных объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК" обратилось в ПАО "МРСК Центра" с заявлением на переоформление акта об осуществлении технологического присоединения.
02.08.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "РСК" переоформленный акт N 252 об осуществлении технологического присоединения, согласно которому новым законным владельцем ТП-3500 кВА и ВЛ-10-3 технологически присоединенных к ПС "Алена" является ООО "РСК".
21.11.2019 ООО "РСК" составило акт осмотра (обследования) электроустановки Маликова В.В., в котором зафиксировало отсутствие нагрузки и физического присоединения ВЛ 10 кВ N 3 к ячейке на ПС "Алена".
В тот же день ООО "РСК" обратилось в ПАО "МРСК Центра" с письмом о допуске персонала общества для работ по подключению кабеля в ячейке N 3 ПС 35/10 Алена с целью восстановления энергоснабжения потребителя.
Маликов В.В. направил гарантирующему поставщику электрической энергии - ПАО "ТНС энерго Воронеж" письмо о возобновлении поставки электрической энергии.
26.11.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "РСК" письмо о том, что у ПАО "МРСК Центра" отсутствуют основания для допуска ООО "РСК" к работам в ячейке N 3 на ПС "Алена".
28.11.2019 ООО "РСК" повторно обратилось в ПАО "МРСК Центра" с письмом о допуске персонала общества для работ по подключению кабеля в ячейке N 3 ПС 35/10 Алена с целью восстановления энергоснабжения потребителя.
09.12.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "РСК" письмо о невозможности допуска ООО "РСК" к работам в ячейке N 3 на ПС "Алена".
16.12.2019 ООО "РСК" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо о восстановлении электроснабжения ВЛ-10-3 от ячейки N 3 ПС 35кВ "Алена".
12.12.2019 ПАО "ТНС энерго Воронеж" направило ООО "РСК" письмо в котором просило сообщить о причинах прекращения энергоснабжения Маликова В.В. 19.12.2019 ООО "РСК" вновь составило акт осмотра (обследования) электроустановки Маликова В.В., в котором зафиксировало отсутствие нагрузки и физического присоединения ВЛ 10 кВ N 3 к ячейке на ПС "Алена".
30.12.2019 ООО "РСК" письмом сообщило в ПАО "ТНС энерго Воронеж" о том, что ПАО "МРСК Центра" не допускает ООО "РСК" на ПС "Алена" для установления причины прекращения электроснабжения Маликова В.В. и осуществления работ по восстановлению электроснабжения в ячейке N 3 данной ПС.
09.01.2020 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "РСК" письмо об отказе в допуске для проведения работ по подключению кабеля в ячейке N 3 ПС 35/10 Алена с целью восстановления энергоснабжения потребителя.
26.11.2019, 12.12.2019, 26.12.2019, 27.12.2019, 10.01.2020, 27.01.2020, 18.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили обращения ООО "РСК", в том числе из прокуратуры Воронежской области, прокуратуры Рамонского района Воронежской области, ОМВД РФ по Рамонскому району Воронежской области, ФАС России по вопросу правомерности отказа ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Воронежэнерго" в обеспечении доступа представителей ООО "РСК" на подстанцию "Алена", принадлежащую ПАО "МРСК Центра" и расположенную по адресу: Воронежская область, Рамонский район (далее - ПС "Алена") для восстановления электроснабжения потребителя, технологически присоединенного к указанной ПС.
22.01.2020 Воронежское УФАС России, в связи с рассмотрением указанных обращений в целях проверки фактов, изложенных в них, направило запрос/требование в ПАО "МРСК Центра" о предоставлении информации и документов.
12.02.2020 ООО "РСК" повторно направило в ПАО "МРСК Центра" о допуске 14.02.2020 персонала общества для работ по подключению кабеля в ячейке N 3 ПС 35/10 Алена с целью восстановления энергоснабжения потребителя.
В этот же день в Воронежское УФАС России от ПАО "МРСК Центра" поступили запрашиваемые информация и документы, согласно которым 28.10.2019 ПАО "МРСК Центра" установило факт отсутствия энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации, а именно: отсутствие фактического присоединения к ячейке ВЛ-10-3 на ПС 35 кВ Алена, что подтверждается актом проверки.
С учетом этого ПАО "МРСК Центра" направило в ООО "РСК" письмо об отзыве акта N 252 от 02.08.2019 об осуществлении технологического присоединения.
20.02.2020 ПАО "ТНС энерго Воронеж" совместно с ООО "РСК" составило акт осмотра электроустановки, в котором зафиксирован факт отсутствия нагрузки на приборе учета электрической энергии, расположенного на ТП 3500 кВА.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения антимонопольным органом дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении от 04.03.2020.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.05.2020 по делу N 036/04/9.21-58/2020 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Также обществу выдано представление от 22.05.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении и представлением, ПАО "Россети Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Факт доминирующего положения ПАО "Россети Центр" установлен судами, в связи с этим "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, включая, запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Как следует из материалов дела, 21.11.2019 электроснабжение Маликова В.В. было прекращено, в связи с чем, он обратился к ПАО "ТНС энерго Воронеж" и ООО "РСК" для установления причин прекращения электроснабжения и его восстановления.
21.11.2019, 19.12.2019 ООО "РСК" составило акты осмотра (обследования) электроустановки Маликова В.В., в которых зафиксировало отсутствие нагрузки и физического присоединения ВЛ 10 кВ N 3 к ячейке на ПС "Алена".
ООО "РСК" неоднократно обращалось в ПАО "МРСК Центра" с письмами о допуске персонала общества на ПС "Алена" для выявления причин прекращения электроснабжения и работ по восстановлению электроснабжения Маликова В.В.
ПАО "МРСК Центра" отказало ООО "РСК" в допуске на ПС "Алена".
Исходя из требований пункта 1.6.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, пунктов 5.13, 46.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, допуск для проведения ремонтных работ на электроустановках строго регламентирован нормативными актами и исключает возможность самовольного доступа на объект электросетевого хозяйства без разрешения его владельца.
Без указанного допуска на объект электросетевого хозяйства к которому опосредованно технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя невозможно достоверно установить причину прекращения электроснабжения потребителя, а также осуществить работы по его восстановлению.
В связи с этим, отказ ПАО "МРСК Центра" как сетевой организации и законного владельца ПС "Алена" от выдачи разрешения на доступ ООО "РСК" на указанную ПС для установления причины отсутствия электроснабжения Маликова В.В. и проведения восстановительных работ является необоснованным, поскольку, в рассматриваемом случае, привело к незаконному препятствованию перетоку электрической энергии через ТП-3500 кВА и ВЛ-10-3, принадлежащих на праве аренды ООО "РСК" на энергопринимающие устройства Маликова В.В., что является нарушением абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил.
При этом в качестве основания для такого отказа ПАО "МРСК Центра" указало на отсутствие факта технологического присоединения ВЛ-10-3 и ТП 3500 кВА, принадлежащих на праве аренды ООО "РСК" к ПС "Алена", а также на отсутствие ВЛ-10-3 и ТП 3500 кВА как таковых вообще.
Материалами дела подтверждено, что арендованное ООО "РСК" оборудование было демонтировано Маликовым В.В. на основании договора подряда с ООО "Строй Комплекс" от 14.10.2019.
По состоянию на 30.11.2019 устройства ТП-3500 кВА 10/0,4 кВ, ВЛ-10-3 были демонтированы и установлено оборудование - РП-10 кВ и КЛ10 кВ (акт о приемке выполненных работ).
02.12.2019 на оборудование РП-10 кВ и КЛ10 кВ Верхне-Донским управлением Ростехнадзора на основании заявления ООО "РСК" выдано разрешение на допуск в эксплуатацию.
В разрешении указано, что энергоустановка соответствует условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию 02.12.2019 по постоянной схеме.
При этом Верхне-Донское Управление Ростехнадзора указало, что осуществляло осмотр объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК" на основании от 02.08.2019 о технологическом присоединении, акта разграничения его заявления и приложенных документов, в том числе акта N 252 балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "РСК" и филиалом ПАО "МРСК Центра_ - "Воронежэнерго".
Исходя из доказанности факта технологического присоединения устройств ООО "РСК" с 02.08.2019, допуска оборудования РП-10 кВ и КЛ10 кВ с 02.12.2019, суд пришел к выводу об отсутствии у ПАО "Россетти центр" законных оснований для воспрепятствования перетоку электроэнергии.
В рассматриваемом случае однократный характер технологического присоединения позволяет потребителю, единожды присоединившемуся к энергосистеме, сохранить это право бессрочно, изменение состава лиц, которые пользуются имуществом, посредством которого осуществляется снабжение электрической энергией данного абонента не может влиять на его право на получение электрической энергии.
Кроме того действия по реконструкции ВЛ-10 и ТП10/0,4 кВ с образованием КЛ-10 и РП-10 кВ без изменения максимальной мощности, точки присоединения, категории надежности электроснабжения и характера нагрузки, принимая во внимание, что ТП и РП включают в себя одинаковые по функционалу элементы не порождают у ООО "РСК" обязанности обратиться в ПАО "Россети Центр" с новой заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Таким образом, действия ПАО "МРСК Центра" в связи с нарушением положений абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил, выразившемуся в незаконном препятствовании с 26.11.2019 перетоку электрической энергии через устройства, принадлежащих на праве аренды ООО "РСК" на энергопринимающие устройства гр. Маликова В.В. путем необоснованного отказа в доступе ООО "РСК" на ПС "Алена", содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и его последствия, размер административного штрафа, определенный антимонопольным органам в качестве минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (100 000 руб.), соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения и направлен на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.05.2020 не имеется.
При таких обстоятельствах, судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований ПАО "Россети Центр".
Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы лиц, участвующих в деле, в том числе приведенные в кассационной жалобе министерства, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу N А14-8018/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае однократный характер технологического присоединения позволяет потребителю, единожды присоединившемуся к энергосистеме, сохранить это право бессрочно, изменение состава лиц, которые пользуются имуществом, посредством которого осуществляется снабжение электрической энергией данного абонента не может влиять на его право на получение электрической энергии.
Кроме того действия по реконструкции ВЛ-10 и ТП10/0,4 кВ с образованием КЛ-10 и РП-10 кВ без изменения максимальной мощности, точки присоединения, категории надежности электроснабжения и характера нагрузки, принимая во внимание, что ТП и РП включают в себя одинаковые по функционалу элементы не порождают у ООО "РСК" обязанности обратиться в ПАО "Россети Центр" с новой заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Таким образом, действия ПАО "МРСК Центра" в связи с нарушением положений абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил, выразившемуся в незаконном препятствовании с 26.11.2019 перетоку электрической энергии через устройства, принадлежащих на праве аренды ООО "РСК" на энергопринимающие устройства гр. Маликова В.В. путем необоснованного отказа в доступе ООО "РСК" на ПС "Алена", содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и его последствия, размер административного штрафа, определенный антимонопольным органам в качестве минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (100 000 руб.), соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения и направлен на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2024 г. N Ф10-5240/22 по делу N А14-8018/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5240/2022
31.08.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3921/2022
14.11.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5240/2022
30.05.2022 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8018/20