г. Калуга |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А83-14734/2019 |
Резолютивная часть постановления принята 17.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Лупояд Е.В. |
Судей |
Гладышевой Е.В. Ивановой М.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от КПК "Крым" от иных лиц, участвующих в деле |
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кредитного потребительского кооператива "Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А83-14734/2019,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в порядке статьи 183.20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Кредитного потребительского кооператива "Крым", г. Симферополь, несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2019 кредитный потребительский кооператив "Крым" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим должником утвержден Засядько Роман Васильевич, член Ассоциации "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 (судьи Оликова Л.Н., Вахитов Р.С., Котлярова Е.Л.) решение суда отменено, принят новый судебный акт.
Заявление контрольного органа Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) Кредитного потребительского кооператива "Крым" признано обоснованным. В отношении Кредитного потребительского кооператива "Крым" ИНН 9102189320, ОГРН 1159102105799 введена процедура наблюдения сроком на шесть месяцев, с учетом особенностей несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, определенных в параграфе 4 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Утвержден временный управляющий должником - Засядько Роман Васильевич, член Ассоциации "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" с вознаграждением в размере 30 000 руб. ежемесячно, с выплатой за счет средств должника.
В кассационной жалобе кредитный потребительский кооператив "Крым" (далее - должник, КПК "Крым", кооператив), ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и разрешить вопрос по существу.
Заявитель не соглашается с выводами судов о наличии у кооператива признаков неплатежеспособности, указывает на то, что им оспаривается Акт проверки Центрального Банка РФ и протокол о привлечении к административной ответственности председателя кооператива Куликова Олега Вячеславовича. Полагает, что акт ЦБ РФ не мог быть положен в основу выводов суда.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, суд округа находит постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением о признании КПК "Крым" несостоятельным (банкротом), контролирующий орган - Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) сослался на наличие у кооператива предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признаков банкротства финансовой организации.
Признавая заявление ЦБ РФ обоснованным, суды исходили из того, что наличие у кооператива признаков банкротства подтверждено материалами внеплановой тематической проверки факта наличия неплатежеспособности КПК "Крым", в ходе которой подтверждено превышение размера денежных обязательств кооператива над стоимостью его имущества, стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей
Суд первой инстанции, признав должника банкротом, ввел в отношении него процедуру конкурсного производства, с чем не согласился суд апелляционной инстанции, отменив решение суда и введя в отношении КПК "Крым" процедуру наблюдения.
Суд округа находит вывод судов о наличии у КПК "Крым" признаков банкротства обоснованным и соглашается с судом апелляционной инстанции в части применения в отношении должника процедуры наблюдения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Кредитный потребительский кооператив "Крым" является юридическим лицом, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 22.03.2016, ИНН 9102189320, ОГРН 1159102105799.
В соответствии с уставом, кооператив является корпоративной некоммерческой организацией и представляет собой добровольное объединение физических и юридических лиц на основе членства по территориальному - гражданство РФ и (или) иному принципу, созданное с целью удовлетворения финансовых потребностей своих членов (пайщиков). Основным видом деятельности кооператива является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению.
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 180 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредитные потребительские кооперативы относятся к финансовым организациям.
Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определены в параграфе 4 главы IX Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 180 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 4 статьи 180 Закона о банкротстве контрольные функции в отношении финансовых организаций, предусмотренные настоящим параграфом, осуществляются Банком России (далее - контрольный орган).
Статьей 183.16 Закона о банкротстве установлены признаки банкротства финансовой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183.16 финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;
2) не исполненные в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда либо судебного акта суда или арбитражного суда, по которому выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
4) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
На основании пункта 2 статьи 183.16 Закона о банкротстве дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящим параграфом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 183.16 Закона о банкротстве заявление о признании финансовой организации банкротом принимается арбитражным судом при наличии хотя бы одного из признаков банкротства финансовой организации, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Право контрольного органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом предусмотрено пунктом 1 статьи 183.19 Закона о банкротстве. Такое право возникает у контрольного органа с даты обнаружения им признаков банкротства финансовой организации, если временная администрация не была назначена.
Пунктом 3 статьи 183.19 Закона о банкротстве установлено, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются.
Как следует из материалов дела, в подтверждение факта наличия у финансовой организации - КПК "Крым" признаков банкротства, контрольным органом представлен акт проверки от 16.07.2019 N А1НИ25-10/135ДСП, проведенной Банком России в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Инструкцией Банка России от 24.04.2014 N 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" и иными нормативными актами Банка России (т. 8 л.д. 4-152).
Как указал заявитель, в целях незамедлительного применения мер к кооперативу был также составлен промежуточный акт проверки от 5.06.2019 N А2НИ25-11/115ДСП. (т. 8 л.д. 255-267).
Акт проверки составлен на основе анализа запрошенных документов бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива, отчетов о деятельности кооператива, регистров бухгалтерского учета, первичных документов и иных документов, необходимых для проведения проверки, а также сведений, содержащиеся в учетных системах кооператива, в которых осуществлялось, в том числе, ведение бухгалтерского учета.
Из документов следовало, что по состоянию на 31.03.2019 стоимость имущества (активов) КПК "Крым" составляла 1 103 268, 6 тыс. руб., при этом размер денежных обязательств перед кредиторами составлял 1 578 767 тыс. руб.
Таким образом, превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества (активов) составило 475 498, 4 тыс. руб., что свидетельствовало о недостаточности имущества (активов) кооператива для исполнения своих обязательств.
Судами установлено, что проверка проводилась Банком России за период деятельности КПК "Крым" за период с 01.04.2018 по 15.07.2019 по вопросам порядка формирования резервов на возможные потери по займам, на достоверность учета (отчетности); соблюдение финансовых нормативов.
Недостаточность имущества образовалась вследствие:
1) убыточности кооператива 1 кв. 2019 г. убыток составил - 135 257 тыс. руб.
2) недосоздания резервов на возможные потери по займам (согласно указаниям Банка России от 14.07.14 N 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам") по основному долгу и начисленным процентам.
По оценке рабочей группы, проводящей проверку, дефицит покрытия взятых кооперативом на себя обязательств составлял более 60%, что свидетельствует о наличии угрозы правам и интересам пайщиков, выражающимся в возможной утрате переданных кооперативу личных сбережений и неспособности КПК "Крым" в полном объеме исполнять свои обязательства в связи с недостатком активов.
По результатам анализа промежуточной бухгалтерской отчетности КПК "Крым" по состоянию на 31.08.2019 стоимость имущества (активов) кооператива составляет 825 773 тыс. руб., размер денежных обязательств перед кредиторами - 1 445 110 тыс. руб.
Превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества составляет 619 338 тыс. руб. (т. 9 л.д. 88-139). В промежуточном анализе Центральный банк РФ указал, что недостаточность имущества образовалась в результате следующих факторов: 1) отражение мнимого объекта бухгалтерского учета (доход КПК "Крым" в размере 136 408 тыс. руб.); получение убытков по данным кооператива в размере 58 044 тыс. руб.; завышение стоимости активов на сумму 488 132 тыс. руб. (недосозданные резервы двух видов: по финансовым вложениям на сумму 63 877,5 тыс. руб. и дебиторской задолженности на сумму 427 456 тыс. руб.).
Указанные показатели должником не оспорены, в связи с чем приняты за основу судами первой и апелляционной инстанции.
Таким образом, материалами проверки подтверждено наличие у кооператива признаков банкротства, свойственных для финансовой организации (подпункт 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве).
Поскольку на момент рассмотрения заявления Центрального Банка о признании кооператива банкротом акт проверки не был оспорен заинтересованными лицами, и в установленном порядке не признан недействительным, акт ЦБ РФ от 16.07.2019 был принят судами в качестве надлежащего доказательства, как отражающий реальное финансовое состояние КПК "Крым".
Доводы должника о неверном определении отчетного периода для создания резерва по сомнительным долгам, а также о том, что на момент составления промежуточного баланса у кооператива отсутствовали признаки банкротства, были исследованы и отклонены судом как не подтвержденные доказательствами в порядке статьи 65 АПК РФ и противоречащие нормативным актам ЦБ РФ и материалам дела, в частности анализу финансового состояния кооператива, представленного контрольным органом.
Отклоняя ссылки должника на материалы аудиторской проверки деятельности кооператива за период 2017 - 2018 г.г., подтвердившей достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и стабильное положение кооператива, суд апелляционной инстанции исходил из того, что аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской организации и не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами. При этом аудиторское заключение за 2017-2018 годы не опровергает результаты проверки Центрального банка РФ и показателей финансового состояния кооператива, признаки банкротства выявлены в 2019 году.
Оценив представленные заявителем доказательства, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии у КПК "Крым" признаков банкротства, признав апелляционную жалобу кооператива по существу необоснованной.
В то же время суд не согласился с выводом суда в части введения в отношении должника процедуры банкротства - конкурсное производство, признав, что судом первой инстанции были неверно истолкованы нормы материального права - статьи 183. 13, 183.17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, в силу положений пунктов 1, 2 статьи 183.17 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные настоящим Федеральным законом финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.
Поскольку в рассматриваемом случае с заявлением о признании КПК "Крым" банкротом обратилась не временная администрация, а контрольный орган - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства, минуя процедуру наблюдения, необоснованным
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2019 и принял новое решение, которым признал КПК "Крым" несостоятельным (банкротом) и ввел в отношении него процедуру наблюдения сроком на шесть месяцев с учетом особенностей несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, определенных в параграфе 4 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", утвердил временного управляющего.
Суд округа находит выводы апелляционного суда соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам права.
Доводы кассатора о том, что акт проверки ЦБ РФ не мог быть положен в основу заявления о признании должника банкротом, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений статьи 183.2 Закона о банкротстве, противоречат нормативным актам Банка России.
Ссылки должника на неверное указание судом апелляционной инстанции на то, что акт проверки Центрального Банка кооперативом не оспаривается, в то время как указанный акт оспорен в административном порядке, во внимание не принимаются, ввиду того, что результаты оспаривания акта проверки, на котором основаны требования Центрального Банка РФ о признании кооператива банкротом, заявителем жалобы не представлены; доказательств отмены спорного акта к жалобе не приложено.
Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя жалобы на объявление в настоящее время моратория на банкротство в отношении отдельных категорий должников, наиболее пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В рассматриваемом случае КПК "Крым" признано банкротом 04.03.2020 (дата принятия постановления судом апелляционной инстанции), то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Таким образом, действие моратория (статья 9.1 Закона о банкротстве введена 01.04.2020) на должника не распространяется.
Следует отметить, что банкротство КПК "Крым" инициировано не кредитором. Заявителем по делу в данном случае выступил контрольный орган - Центральный Банк Российской Федерации.
Иные доводы должника, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, а также на переоценку имеющихся в деле доказательств. Данные доводы подлежат отклонению, поскольку в силу статей 286, 287 АПК РФ переоценка установленных по делу обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба КПК "Крым" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы расходы по государственной пошлине относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А83-14734/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Лупояд |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассатора о том, что акт проверки ЦБ РФ не мог быть положен в основу заявления о признании должника банкротом, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений статьи 183.2 Закона о банкротстве, противоречат нормативным актам Банка России.
...
Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя жалобы на объявление в настоящее время моратория на банкротство в отношении отдельных категорий должников, наиболее пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В рассматриваемом случае КПК "Крым" признано банкротом 04.03.2020 (дата принятия постановления судом апелляционной инстанции), то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Таким образом, действие моратория (статья 9.1 Закона о банкротстве введена 01.04.2020) на должника не распространяется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2020 г. N Ф10-2054/20 по делу N А83-14734/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2054/20
20.03.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
23.01.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
20.01.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
27.07.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
24.12.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
23.12.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
25.11.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
26.08.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
14.08.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2054/20
18.05.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
04.03.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-208/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-14734/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-14734/19