г.Калуга |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А62-6999/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" (ОГРН 1156733003613, ИНН 6732102675, ул.Толмачева, д.3, 69, г. Смоленск, 214012) - Поляковой Е.С. (дов. от 09.01.2020),
от главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Бондаренко Владимира Петровича (г. Смоленск)- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А62-6999/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным предписания главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление, ГЖИ Смоленской области, жилищная инспекция) от 17.04.2019 N 0317/08/2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Бондаренко Владимир Петрович.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановлением судов, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая на неправильное применение судами норм материального права, так как суды не учли, что исключение платы за оказание услуги по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов повлекло бы фактическое выполнение этой услуги в перечне работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома за счет собственных средств управляющей компании. Общество оказывает услугу по организации мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.26 Правил N 290 и вправе взимать за нее плату в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 0,60 руб. (по фактическим расходам), поскольку эта услуга входила в услугу "Вывоз бытовых отходов" на момент принятия протокола общего собрания собственников от 18.04.2017 и договора управления от 21.04.2017, стоимость услуги по организации мест накопления ТКО после 01.01.2019 не изменилась.
ГЖИ Смоленской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает доводы общества противоречащими материалам дела, предписание не нарушает прав и законных интересов управляющей организации, просит оставить решение и постановление судов без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Управляющая компания "Дом сервис С" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 27 июля 2016 года N 149 и в реестр лицензий включен многоквартирный дом N 19 по ул. Госпитальная в г. Смоленске (далее - МКД), в отношении которого общество осуществляет деятельность по управлению.
В целях проверки поступившего обращения собственников помещений МКД (от 19.03.2019 вх. N Ж-01197), содержащего сведения о нарушении правил содержания и ремонта МКД, а также прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, Управлением на основании приказа от 28.03.2019 N0737/ИП о проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая компания "Дом сервис С".
В ходе проверки Управлением установлено, что в нарушение части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416, управляющая организация не исключила из платы за содержание жилого помещения, утвержденной на общем собрании собственников помещений МКД, плату за вывоз твердых бытовых отходов в полном размере, а именно 1 руб. 30 коп. за 1 м2, с 01.01.2019 - с момента начала оказания услуги по обращению с ТКО региональным оператором по обращению с ТКО. Жилищной инспекцией установлено, что решением внеочередного собрания собственников МКД (протокол N01 от 18.04.2017) размер платы за содержание жилого помещения был установлен 16,19 руб./м2, в составе которой была предусмотрена плата за вывоз бытовых отходов -1,30 руб. С 01.01.2019 управляющая компания произвела уменьшение платы на содержание жилого помещения на 0,70 руб. и в платежных документах предъявляла к оплате собственникам в составе платы 0,60 руб./м2 -расходы на оказание услуг, связанные с начислением платежей по обращению с ТКО, доставкой платежных документов, ремонтом контейнерной площадки и специального места накопления ТКО.
По результатам проверки оформлен акт от 17.04.2019 N 0737/08 и выдано предписание от 17.04.2019 N 0317/08/2019, которым ГЖИ Смоленской области обязало общество в срок до 17.05.2019 устранить выявленное нарушение, а именно произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения с 01.01.2019 по дату (включительно) выставления последнего платежного документа из расчета 14 руб. 89 коп. с 1 м2; исключить из платы за содержание жилого помещения плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1 руб. 30 коп. с 1м2 (пункт 1); предоставить в адрес Главного Управления копию обезличенного платежного документа на примере одного жилого помещения многоквартирного дома N19, ул. Госпитальная, г.Смоленск, предъявляемого собственникам данного дома для оплаты за содержание жилого помещения ( пункт 2).
Полагая, что предписание Управления от 17.04.2019 N 0317/08/2019 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территории Смоленской области статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен акционерному обществу "Спецавтохозяйство".
Общим собранием собственников помещений МКД (протокол от 18.04.2017) принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания "Дом Сервис С" и заключении с ней договора по управлению многоквартирным домом по ул. Госпитальная, д.19, сроком на три года, в соответствии с которым размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД составил 16,19 руб./кв. м. Утвержден перечень и стоимость работ, входящих в состав платы за содержание и ремонт общего имущества МКД (приложение N 1 к договору управления от 21.04.2017), в том числе 1 руб. 30 коп. за "вывоз бытовых отходов".
Таким образом, с 01.01.2019 размер платы за содержание жилого помещения подлежал уменьшению на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО на 1 руб. 30 коп., на что было указано в пункте 1 оспариваемого предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно отклонил довод заявителя об обоснованности предъявления к оплате собственникам 0,60 руб./м2, приходящихся на содержание мест накопления отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В соответствии с пунктом 26(1) Правил N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления ТКО: организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО.
В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно приложению N 1 к договору на управление многоквартирным домом от 21.04.2017 в составе платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД собственники помещений утвердили тариф "Уборка земельного участка и мест общего пользования" в размере 3,35 руб. на 1 м2 в месяц.
Как установлено судами, собранием собственником помещений МКД решение об изменение платы за содержание общего имущества МКД не принималось.
Соответственно, включение управляющей компанией в расчет платы за содержание общего имущества МКД дополнительной платы, выделенной отдельной строкой как услуга по содержанию мест накопления ТКО в размере платежа 0,60 руб. за кв. м, обоснованно признано управлением незаконной, с чем аргументированно согласились суды двух инстанций.
Таким образом, при отсутствии доказательств принятия решения собственниками помещений МКД о составе услуги по вывозу бытовых отходов, ее калькуляции, взимание денежных средств за содержание мест накопления ТКО в размере 0,60 руб./кв.м, произведенное обществом сверх общей платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой утвержден общим собранием собственников помещений МКД, является незаконным, налагающим на собственников и нанимателей жилых помещений МКД бремя несения дополнительных расходов, не предусмотренных ни законом, ни договором на управление многоквартирным домом от 21.04.2017.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства, права и законные интересы общества не нарушает, требований, не соответствующих нормативным правовым актам, не содержит, а поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, в связи с чем подлежат отклонению. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А62-6999/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.