г.Калуга |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А64-8801/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Якимова А.А. Шильненковой М.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца МУП " Тамбовтеплосервис" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
от ответчика ПАО "Квадра - Генерирующая компания" - Тамбовская генерация" |
|
Полянской И.А. (доверенность от 01.01.2020 N ТГ-3/2020), |
||
от третьих лиц: МУП "ТИС" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области |
|
представитель не явился, извещен, |
||
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области |
|
представитель не явился, извещен, |
||
МО городского округа г. Тамбов в лице администрации города Тамбова Тамбовской области |
|
представитель не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Тамбовтеплосервис" и публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" филиал "Тамбовская генерация" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А64-8801/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тамбовтеплосервис" (далее - МУП "ТТС", истец) обратилось с иском (с учетом уточнения) к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра - Генерирующая компания", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 96 914 201 руб. 38 коп. за внедоговорные фактически оказанные услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в период с 2016 по 2017 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Тамбовинвестсервис" (далее - МУП "ТИС", третье лицо), Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление, третье лицо), Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019, в удовлетворении исковых отказано.
В кассационной жалобе МУП "ТТС", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела, просило отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указал на то, что с учетом передачи сетей в хозяйственное ведение МУП "ТТС" позже 1 мая 2016 года, тариф на передачу тепловой энергии на 2016 и следующий за ним 2017 год регулирующим органом для указанного лица не был и не мог быть установлен, вследствие чего размер подлежащего оплате возмещения должен определяться исходя из установленного для истца тарифа на поставку теплоэнергоресурсов.
ПАО "Квадра", не согласившись частично с принятыми по делу судебными актами, также обратилось с кассационной жалобой в которой оспаривает вывод суда о доказанности факта передачи МУП "ТТС" спорных объектов теплосетевого хозяйства и владения МУП "ТТС" такими объектами, а также не согласно с выводом о том, что МУП "ТТС" в орган по регулированию тарифов были предоставлены сведения об объектах теплосетевого хозяйства, указанных в постановлениях администрации г. Тамбова N 2770 от 10.05.2016, N 7275 от 29.11.2016 при установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2018 год, в связи с чем просит изменить обжалуемый судебный акт в указанной части, исключив указанные выводы из мотивировочной части обжалуемых судебных актов.
В письменном отзыве на кассационные жалобы Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с доводами заявителей не согласилось, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просило рассмотреть данное дело без участия своего представителя.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области не огласился с доводами жалобы ПАО "Квадра" и просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, филиал ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" является единой теплоснабжающей организацией г. Тамбова с 01.01.2016 (постановление администрации г. Тамбова N 9623 от 30.12.2015).
Постановлениями Администрации г. Тамбова N 2770 от 10.05.2016 и N 7275 от 29.11.2016 в хозяйственное ведение МУП "ТТС" переданы следующие тепловые сети (отопление, горячее водоснабжение):
- идущие от ЦТП N 53 к домам N N 106, 108, 108/8, 108А, по ул. Советской, NN 8, 10, 12 по ул. Интернациональной, N 5 по ул. М. Горького; от ЦТП N 55 к домам N 29А по ул. Магистральной, N 34 по ул. Чичерина; от ЦТП N 69 к домам NN 100, 100б по ул. Рылеева, от ЦТП N 92 к домам NN 79а, 79е, н/ст. 3 по ул. Рылеева; от ЦТП N 102 к дому N 37а по ул. Магистральной;
- идущие от ЦТП N 103 к домам NN 205, 205а, 2056, 205в, 205 г по ул. Мичуринской, NN 62, 62а, 626, б2в по ул. Чичерина.
В период с 2016 по 2017 годы МУП "ТТС" оказало ответчику услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по вышеуказанным сетям в отсутствие заключенного между сторонами договора оказания услуг.
Выставленные ответчику счета на оплату указанных услуг на сумму 96 914 201 руб. 38 коп. (с учетом уточнения исковых требований) ответчиком оплачены не были, направленное в его адрес претензионное письмо N ТИ-1473-18/1.3 от 05.09.2018 с требованием оплатить указанную задолженность оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате полученного энергетического ресурса, истец обратился с настоящими исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, руководствуясь ст.ст. 307, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении"), с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ N 305-ЭС17-20124 от 04.06.2018 и N 305-ЭС17-21623 от 04.06.2018, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика предъявленной истцом стоимости услуг по передаче тепловой энергии, указав на отсутствие в спорный период у истца статуса теплосетевой организации и соответствующего, утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права исходя из следующего.
Предметом спора является требование о взыскании задолженности за услуги по передаче тепловой энергии в отсутствие заключенного между сторонами договора оказания услуг на сумму 96 914 201 руб. 38 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Тепловой сетью является совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункты 4, 16 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении").
Как установлено судом, постановлением администрации г. Тамбова N 2770 от 10.05.2016 из хозяйственного ведения МУП "ТИС" было изъято муниципальное имущество согласно приложению к настоящему постановлению и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "ТТС", о чем внесены изменения в реестр муниципального имущества.
Согласно приложению к указанному постановлению администрации г. Тамбова МУП "ТТС" переданы объекты теплосетевого хозяйства (тепловые сети, а также БИТС и оборудование к нему).
Также постановлением администрации г. Тамбова N 7275 от 29.11.2016 из состава имущества муниципальной казны исключено имущество по перечню согласно приложению к настоящему постановлению. Указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "ТТС", в реестр муниципального имущества внесены соответствующие изменения. В приложении к названному постановлению указано, что МУП "ТТС" переданы объекты теплосетевого хозяйства (тепловые сети, тепловые камеры, котельные, а также оборудование к ним).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец настаивал на том, что МУП "ТТС" в период с 2016 года по 2017 год с использованием объектов теплосетевого хозяйства, поименованного в вышеназванных постановлениях администрации г. Тамбова, оказывало ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя до конечных потребителей.
Регулирование правоотношений по поставке тепловой энергии конечным потребителям осуществляется посредством заключения договора теплоснабжения и договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. При этом теплоснабжающая организация осуществляет продажу потребителю тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения. Передача тепловой энергии, как правило, осуществляется теплосетевыми организациями по тепловым сетям, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании, и включает, среди прочего, совершение действий, обеспечивающих поддержание сетей в надлежащем состоянии.
В обоснование исковых требований в материалы дела были представлены схемы тепловых сетей с привязкой к объектам недвижимого имущества с адресами их местонахождения и разграничением тепловых сетей на сети МУП "ТТС", сети ПАО "Квадра"; выписки из реестра муниципального имущества, журнала обслуживания тепловых сетей, материальные отчеты МУП "ТТС", в которых приведены расходы на ремонт и содержание тепловых сетей, в том числе и спорного участка теплосети по ул. Магистральной, 37а (отчет за май 2016 года, от 25.05.2016, пункт 5), скриншоты из программы 1С с указанием даты и времени постановки спорных объектов теплосетевого хозяйства на учет в качестве основных средств, в числе которых имеется и тепловая сеть по ул. Магистральной, 37а.
Со стороны МУП "ТИС" каких-либо документальных доказательств несения бремени содержания спорного имущества в заявленный период (статьи 65 и 9 АПК РФ) в материалы дела не представлено.
При исследовании вопроса о том, в чьем владении находились спорные объекты теплосетевого хозяйства - МУП "ТИС" или МУП "ТТС" в 2016 году - 2017 году, суд первой и апелляционной инстанции с учетом совокупности представленных доказательств, пришел к выводу о доказанности факта владения МУП "ТТС" спорными объектами теплосетевого хозяйства, указанными в постановлениях администрации г. Тамбова N 2770 от 10.05.2016, N 7275 от 29.11.2016.
Согласно части 4 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу положений частей 1, 2 статьи 17 ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 ГК РФ).
Как установлено судом, в период с 2016 года по 2017 год между сторонами отсутствовал заключенный договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, счета на оплату оказанных услуг в спорный период не выставлялись, а были предъявлены к оплате в июле 2018 года.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно подпункту "б" пункта 18 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляется теплосетевыми организациями, то есть видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Если участник гражданского оборота осуществляет те виды деятельности, которые относятся к числу регулируемых, то право на получение платы за оказанные услуги возможно лишь после установления тарифа.
Данное правило закреплено также в пункте 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении, согласно которому оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В силу положений пункта 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Порядок установления тарифов носит заявительный характер, органом регулирования устанавливается тариф по инициативе регулируемой организации, исходя из материалов и документов, представленных организацией, обратившейся с указанным заявлением.
Как установлено судом, тариф на услуги по передаче тепловой энергии для МУП "ТТС" в спорный период установлен не был, и истец за их утверждением в регулирующий орган не обращался.
При этом как указано судом, МУП "ТТС" обратилось в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с письмом N ТИ-1743-17/1.10 от 13.11.2017 с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, имеющим технологическое присоединение к тепловым сетям ПАО "Квадра - Генерирующая компания" только на 2018 год.
При указанных обстоятельствах истец полагал возможным применение при взыскании задолженности за услуги по передаче ресурса, тарифа на поставку тепловой энергии.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 6 статьи 17 ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пояснений Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, данными об объектах теплосетевого хозяйства, по которым МУП "ТТС" транспортировало тепловую энергию в 2016-2017 годах для ответчика Управление не располагает.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика предъявленной стоимости услуг по передаче тепловой энергии, установив отсутствие у истца в спорный период соответствующего тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и, следовательно, статуса теплосетевой организации.
Довод заявителя жалобы о возможности применения тарифа на передачу тепловой энергии, установленного предыдущей теплосетевой организации - МУП "ТИС" на 2016 год в правоотношениях МУП "ТТС" и ПАО "Квадра" в 2016 году, с учетом передачи объектов теплосетевого хозяйства от МУП "ТИС" - МУП "ТТС", был предметом рассмотрения суда и получив надлежащую оценку, был обоснованно отклонен.
Судом установлено, что МУП "ТИС" на 2015-2016 годы был установлен тариф на транспортировку тепловой энергии, однако ввиду различного состава теплосетевых объектов у предприятий, применение тарифа МУП "ТИС" к правоотношениям МУП "ТТС" и ПАО "Квадра" в 2016 - 2017 году недопустимо.
Таким образом оснований для удовлетворения кассационной жалобы МУП "ТТС" не имеется.
ПАО "Квадра" оспаривает принятые по делу судебные акты в части выводов суда о доказанности факта передачи МУП "ТТС" спорных объектов теплосетевого хозяйства и владения МУП "ТТС" такими объектами, а также не согласно с выводом о том, что МУП "ТТС" в орган по регулированию тарифов были предоставлены сведения об объектах теплосетевого хозяйства, указанных в постановлениях администрации г. Тамбова N 2770 от 10.05.2016, N 7275 от 29.11.2016 при установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2018 год.
В силу части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Вместе тем, учитывая, что 2018 год к спорному периоду не относится и предметом настоящего спора не является, а также то обстоятельство, что судом было отказано в удовлетворении иска на том основании, что истец не обращался в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на передачу тепловой энергии по тепловым сетям в зоне ПАО "Квадра" и тариф на период 2016-2017 год ему не был установлен, судом не подлежали исследованию в качестве существенных и не проверялись обстоятельства, на которые ссылается ПАО "Квадра".
Кроме того, с учетом предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов компетенции суда кассационной инстанции доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по установлению фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, кассационная инстанции не усматривает законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А64-8801/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
А.А.Якимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если участник гражданского оборота осуществляет те виды деятельности, которые относятся к числу регулируемых, то право на получение платы за оказанные услуги возможно лишь после установления тарифа.
Данное правило закреплено также в пункте 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении, согласно которому оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В силу положений пункта 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
...
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 6 статьи 17 ФЗ "О теплоснабжении")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2020 г. N Ф10-866/20 по делу N А64-8801/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-866/20
05.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7009/19
25.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7009/19
29.08.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-8801/18