14 июля 2020 г. |
Дело N А35-9712/2018 |
г. Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
|
судей |
Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания помошником судьи при участии в заседании: от ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" 307179, Курская обл., г.Железногорск, ул.Ленина, д.59 ОГРН 1064633003038 от УФАС России по Курской области 305000, г. Курск, ул.Марата, д.9 ОГРН 1024600964123 от прокурора Курской области 305000, г.Курск, ул.Ленина, д.21 от Комитета по тарифам и ценам Курской области 305029, г.Курск, ул.К.Маркса, д.43 ОГРН 1054639074676 от ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" 307170, Курская обл., г.Железногорск, пр-д Ветеранов, д.10 ОГРН 1024601221809 |
Земсковой О.Г.
Матечкиной И.И. - представитель, дов. от 17.02.2020 N 9
Исаенко Н.В. - представитель, дов. от 03.06.2020 N 2181 Борисовой Е.С. - удостоверение от 16.08.2018 N ТО 202345 не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019, дополнительное решение от 11.12.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А35-9712/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - Заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - антимонопольный орган) от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 и предписания от 23.10.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по тарифам и ценам Курской области, Областное бюджетное учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", Прокурора Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.08.2019 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа от 06.11.2018 по делу N 04-05/01-2018 отказано.
Дополнительным решением суда от 11.12.2019 в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 23.10.2018, с учетом изложенного в новой редакции п.1 предписания на основании решения Апелляционной коллегии ФАС России от 29.01.2019, отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 решение и дополнительное решение суда оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Областное бюджетное учреждения стационарного социального обслуживания "Железногорский дом-интернат ветеранов труда", Прокурора Курской области в отзывах на жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывов, выслушав представителя Заявителя, поддержавшую доводы жалобы, представителем анртимонопольного органа и Прокуратуры Курской области, просивших оставить жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.10.2017 в антимонопольный орган поступило заявление ОБУССО "Железногорский дом-интернат ветеранов труда" (далее - Учреждение) с жалобой на неправомерные действия Заявителя, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при расчете стоимости услуг энергоснабжения по государственному контракту от 01.01.2017 N Э0013/17/04.
Антимонопольным органом установлено, что Заявитель занимает доминирующее положение в сфере торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области в географических границах, определенных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 N 69, с долей 100%, в связи с чем Заявитель при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязан соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - закон N 135-ФЗ).
01.01.2017 между Заявителем (гарантирующий поставщик) и Учреждением (потребитель) был заключен государственный контракт энергоснабжения N Э0013/17/04, в рамках которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителю в точках поставки, указанных в Приложении N 3 к контракту, а также оказывает услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В Приложении N 3 к контракту стороны согласовали перечень точек поставки и точек учета в здание, расположенное по адресу: Курская область, г.Железногорск, проезд Ветеранов, 10.
Согласно п.5.4 контракта оплата за электрическую энергию производится по нерегулируемой цене, выбранной потребителем в установленном порядке, за исключением фактических объемов поставки электрической электроэнергии населению и приравненных нему категориям потребителей. Поставка электрической электроэнергии населению и приравненных к нему категорий потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Основанием для обращения Учреждения в антимонопольный орган с жалобой послужил отказ Заявителя в перерасчете платы за электрическую энергию с применением тарифа, установленного для категории потребителей, приравненных к населению.
Антимонопольным органом по жалобе Учреждения было возбуждено дело N 04-05/01-2018 по признакам нарушения Заявителем п.10 ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ, по результатам которого 23.10.2018 была объявлена резолютивная часть решения (полный текст изготовлен 06.11.2018), согласно которой Заявитель был признан виновным в нарушении п.10 ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ в связи с злоупотреблением доминирующим положением, выразившимся в нарушении порядка ценообразования, а именно в применении при расчетах по государственному контракту энергоснабжения от 01.01.2017 N Э00113/17/011 с Учреждением, расположенном в здании по адресу: Курская область, г.Железногорск, проезд Ветеранов, д. 10, нерегулируемой цены в отношении поставляемой электрической энергии
В тот же день антимонопольным органом Заявителю было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Считая решение и предписание антимонопольного органа незаконными, Заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как установлено судами, в ходе исполнения контракта с Учреждением Заявитель определял стоимость поставленной электрической энергии исходя из тарифов, установленных регулирующим органом для категорий потребителей "прочие потребители".
Приложением N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178) определен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной деятельности).
Согласно п.1 данного Перечня к ним относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Оценивая доказательства, представленные в материалы дела, суды сделали обоснованный вывод о том, что в здании Учреждения по адресу Курская область, г.Железногорск, проезд Ветеранов, д. 10, куда Заявителем поставляется электрическая энергия, расположены жилые помещения, которые в соответствии с положениями ст.ст. 17, 19, 92, 96 Жилищного кодекса РФ относится к категории специализированных жилых помещений, предназначенных для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Основываясь на положениях ст.ст.3,19, 20 Федерального закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (далее - Закон N 442-ФЗ), Устава Учреждения, утвержденного приказом Комитета социального обеспечения Курской области от 20.04.2016 N 108, суды пришли к обоснованному выводу о том, что весь объем электроэнергии, поставляемый Заявителем в соответствии с условиями государственного контракта в здание Учреждения, используется для целей обеспечения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, то есть направлен на осуществление Уставной деятельности Учреждения, в связи с чем обоснованно согласились с доводами антимонопольного органа, Учреждения и прокуратуры Курской области о необходимости применения регулируемых цен на данную электроэнергию.
В связи с этим суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные судами выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что в помещениях, расположенных в здании интерната, Учреждение может осуществлять иные виды деятельности, отличные от предусмотренных Уставом, в том числе различные виды предпринимательской деятельности, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются предположительными и соответствующими доказательствами не подтверждены.
Иные доводы кассационной жалобы Заявителя повторяют доводы, заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286,287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 7 августа 2019 года, дополнительное решение от 11 декабря 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2020 года по делу N А35-9712/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Т.В.Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.