г.Калуга |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А83-4800/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Власова Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Администрации города Алушты Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Общества с ограниченной ответственностью "Левант" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А83-4800/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Левант" (далее - истец, ООО "Левант") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к администрации города Алушты Республики Крым (далее - ответчик, администрация г. Алушты) о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 90:15:010101:261 общей площадью 19 367,00 кв. м, расположенного по адресу: ул. Набережная (Восточная набережная) напротив пляжей "Юность", "Нева", г. Алушта, Республика Крым, в редакции, предложенной обществом с учетом заявления от 05.12.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020, исковые требования удовлетворены. На администрацию города Алушты Республики Крым судом возложена обязанность заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Левант" договор аренды земельного участка, в редакции, изложенной в решении суда первой инстанции.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация г. Алушты обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 24.10.2006 между Алуштинским городским советом Автономной Республики Крым (арендодатель) и ООО "Левант" (арендатор) заключен договор аренды земли от 24.10.2006, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 0110300000:01:001:0128) площадью 1,9367 га, расположенный по адресу: г. Алушта, ул. Набережная (Восточная набережная) напротив пляжей "Юность", "Нева".
Указанный договор 26.01.2007 зарегистрирован в Книге записей государственной регистрации договоров аренды земли под N 7 Алуштинского городского совета, о чем совершена запись N 040700200008.
Договор от 24.10.2006 заключен сроком на 49 лет с момента его государственной регистрации.
В соответствии с условиями пунктов 12 и 13 договора земельный участок предоставляется в аренду для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса (базы отдыха). Целевое использование земельного участка: рекреационное (для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса (базы отдыха).
Согласно пункту 22 договора на земельный участок площадью 1,9367 га наложено ограничение: в части режима использования земель в прибрежной защитной полосе Черного моря; на земельный участок площадью 0,0970 га для прокладки и ремонта линейных инженерных сооружений (до выноса за границу участка); без права изменения целевого назначения земельного участка.
Нормативная денежная оценка земельного участка составляла 8 532 906,53 грн., что отражено сторонами в договоре аренды.
На основании акта приема-передачи от 26.01.2007 земельный участок передан арендатору во владение и пользование.
Для решения вопроса о переоформлении договора аренды от 24.10.2006 ООО "Левант" 14.07.2016 обратилось в администрацию города Алушты с соответствующим заявлением.
В связи с неполучением ответа в установленный срок на данное обращение общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными бездействия администрации города Алушты и Управления земельных отношений администрации г. Алушты.
После обращения общества в суд администрацией г. Алушты подготовлен проект договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" и направлен заявителю для подписания..
Не согласившись положениями проекта договора в части вида разрешенного использования земельного участка, расчета размера годовой арендной платы (приложение N 1 к договору), ООО "Левант" составило протокол разногласий и 16.11.2018 направило его в адрес администрации.
Договор аренды с протоколом разногласий ООО "Левант" администрацией подписан не был со ссылкой на то, что обществом не представлены выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в соответствии с видом разрешенного использования, о чем было сообщено заявителю письмом от 26.12.2018 N 337/02-19-5508.
ООО "Левант" 28.01.2019 повторно направило в адрес администрации г. Алушты 3 экземпляра протокола разногласий, а также оригинал выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
На указанный протокол разногласий письмом от 11.03.2019 администрация сообщила ООО "Левант" о том, что специалистами Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Алушты внесены соответствующие изменения в проект договора. При этом в указанном письме не содержалось сведений об изменениях, принятых на основании протокола разногласий общества.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Левант" в суд о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка на условиях, предложенных истцом.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствием со статьей 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Как указано выше, ООО "Левант" 14.07.2016 обратилось с заявлением о переоформлении договора аренды земельного участка от 24.10. 2006, заключенного в период нахождения в составе Украины.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее -Закон Республики Крым N 38-ЗРК).
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК).
В соответствии с требованиями норм Закона Республики Крым N 38-ЗРК, Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 от 15.01.2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" землепользователи, право аренды у которых возникло до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, обязаны переоформить право аренды земельного участка в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, заключив соответствующий договор.
Как следует из материалов дела, по результатам переоформления истцом права аренды на земельный участок с кадастровым номером 90:15:010101:261, возникшего на основании договора аренды от 24.10.2006, между сторонами возникли разногласия в части указания в договоре вида разрешенного использования земельного участка - "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
Принимая решение об обязании администрации г. Алушты заключить договор аренды земельного участка с указанием вида разрешенного использования данного земельного участка - "туристическое обслуживание", арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из того, что в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения об установлении для спорного земельного участка вида разрешенного использования - "туристическое обслуживание". Решение регистрирующего органа в этой части ни кем не оспорено и недействительным не признано.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденным решением Алуштинского городского совета Республики Крым 22.02.2019 N 59/22, земельный участок с кадастровым номером 90:15:010101:261 расположен в зоне Р-3 - зоне объектов санаторно-курортного назначения.
В соответствии с пунктом 56 указанных Правил землепользования в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3) предусмотрено в качестве условно-разрешенного вида "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
Как следует из материалов дела, при переоформлении договора аренды между сторонами также возникли разногласия и в части расчета арендной платы за землю.
Удовлетворяя исковые требования ООО "Левант" об обязании администрации г. Алушты заключить договор аренды в части установления размера арендной платы на условиях, установленных нормативно-правыми актами Республики Крым, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Согласно приложению 1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" нормативная цена 1 кв. м земель на территории города Алушта с видом разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1) составляет 1 331,65 руб..
В соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ, утвержденным решением 25 сессии 1 созыва Администрации Алуштинского городского совета Республики Крым от 23.12.2016 N 35/79, годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной) цены земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с видом разрешенного использования, составляющего 6% для вида разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
В соответствии с п. 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 коэффициенты инфляции за 2016 год 1,064; за 2017 год - 1,04; за 2018 год 1,04; за 2019 год 1,043.
Таким образом, размер арендной платы составляет (1 331,65 руб. x 1,064 x 1,04 x 1,04 x 1,043 x 19367 кв. м) x 6% = 1 857 360,95 руб. в год, 154 780,80 руб. в месяц.
Как следует из материалов дела, на стадии заключения договора аренды спорного земельного участка между сторонами возникли разногласия и в части внесения администрацией г. Алушты в договор аренды сведений о нахождении на предоставляемом в аренду земельном участке объекта недвижимости, не принадлежащего ООО "Левант".
Признавая доводы органа местного самоуправления в этой части необоснованными, арбитражный суд первой и апелляционной исходил из того, что последний не представил суду достоверных доказательств, подтверждающих данный факт.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами арбитражного суда обеих инстанций, так как данные выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При таких обстоятельствах спора суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в части обязания администрации г. Алушты заключить с ООО "Левант" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 90:15:010101:261 на условиях, изложенных в решении суда первой инстанции, приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм права, регулирующего спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с принятыми по настоящему делу решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции направлены на переоценку выводов арбитражного суда обеих инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А83-4800/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
...
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2020 г. N Ф10-2471/20 по делу N А83-4800/2019