г.Калуга |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А83-15692/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Стрегелевой Г.А. Ермакова М.Н. |
при участии:
от индивидуального предпринимателя Николаева Владимира Ивановича: Балобина С.В. - представитель по доверенности от 01.06.2020;
от Администрации города Керчи Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП Николаева В.И. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А83-15692/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Николаев Владимир Иванович (далее - ИП Николаев В.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация, ответчик), об обязании осуществить действия по постановке земельного участка площадью 700 м, расположенного по адресу: ул.Кирова, 14, г.Керчь, Республика Крым, на государственный кадастровый учет (в дальнейшем Заявитель отказался от этого требования) и осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок площадью 700 м, расположенный по адресу: ул.Кирова, 14, г.Керчь, Республика Крым; об обязании Администрации в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, заключить с индивидуальным предпринимателем Николаевым Владимиром Ивановичем договор аренды земельного участка площадью 700 м, расположенного по адресу: ул.Кирова, 14, г.Керчь, Республика Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ИП Николаев В.И. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Предприниматель не согласен с выводом судов, что им пропущен срок, установленный решением 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 "О разрешении Николаеву В.И. разработки градостроительного обоснования размещения культурно - развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул.Кирова, 14 в г.Керчи", поскольку градостроительное обоснование размещения культурно - развлекательного центра по ул.Кирова, 14 в г.Керчи подано в общий отдел Исполнительного комитета города Керчи 02.03.2010, а так же с тем, что в Приморском сквере города Керчи, который согласно Генеральному плану относится к землям общего пользования - зелёные насаждения, невозможно осуществление капитального строительства, поскольку Правила землепользования и застройки, а так же вид разрешённого использования такое строительство допускают. При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в месячный срок обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка.
Администрация города Керчи Республики Крым отзыва, либо пояснений, суду округа не представила.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2020 принята к производству кассационная жалоба ИП Николаева В.И., судебное заседание назначено на 29.04.2020 на 15 часов 00 минут.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2020 время рассмотрения кассационных жалоб переносилось на 04.06.2020 на 15 часов 30 минут.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 20.05.2020 время рассмотрения кассиацонной жалобы перенесено на 10.06.2020 на 12 часов 30 минут.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 10.07.2020 на 12 часов 00 минут.
Представитель ИП Николаева В.И. в судебном заседании поддержала кассационную жалобу в полном объёме.
Администрация г.Керчи Республики Крым в судебное заседание представителей не направляла, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 14.04.2008 между ИП Николаевым В.И. и Керченским городским советом был заключен договор купли-продажи по результатам продажи на аукционе N 384, нежилого строения - общественной уборной лит. "А", общей площадью 27,5 м?, расположенного по адресу: ул.Кирова, 14, г.Керчь, зарегистрированный решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 25.04.2008 за N 369 и удостоверенный частным нотариусом Керченского городского нотариального округа Петуховой В.А. за N 2355. Сведения внесены в государственный реестр сделок Украины 14.04.2008 за N 5779534.
В дальнейшем, решением 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 ИП Николаеву В.И. было дано разрешение на разработку градостроительного обоснования размещения культурно-развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,070 га по ул.Кирова, 14 в г.Керчи.
Решением 51 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 08.12.2009 "О внесении изменений в решение 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 "О разрешении Николаеву В.И. разработки градостроительного обоснования размещения культурно -развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул.Кирова, 14 в г.Керчи" ИП Николаеву В.И. продлен срок разработки градостроительного обоснования до 08.03.2010.
В дальнейшем, на основании полученного задания, Предприниматель изготовил градостроительное обоснование размещения культурно-развлекательного центра, а также проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,070 га по ул.Кирова, 14 в г.Керчи.
24.07.2010 ИП Николаев В.И. обратился в Керченский городской совет с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, приложив проект отвода земельного участка для размещения культурно -развлекательного центра по адресу: г.Керчь, ул.Кирова, 14.
В соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка получения прав на землю" N 1702-VI от 05.11.2009, была полностью изменена процедура оформления земельных участков в аренду, в частности, исключено требование относительно предоставления градостроительного обоснования.
В дальнейшем, проект землеустройства был сдан предпринимателем в феврале 2013 года в Департамент по регулированию земельных отношений г.Керчи.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В дальнейшем, испрашиваемому земельному участку площадью 0,070 га по ул.Кирова, 14 в г.Керчи присвоен кадастровый номер 90:19:010109:2571, как раннее учтенному.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22.08.2016 N 2337/1-п, как собственника этого земельного участка, в соответствии с разделом 3 "Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, спорному земельному участку площадью 700 м?, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул.Кирова, 14, установлен вид разрешенного использования: основной -общественное питание, вспомогательный - бытовое обслуживание, развлечение.
06.02.2017 постановлением Администрации города Керчи Республики Крым N 366/1-п было решено включить в состав имущества муниципальной казны муниципального образования - городской округ Керчь Республики Крым земельный участок (кадастровый номер: 90:19:010109:2571), площадью 700 м?, адресу: по ул.Кирова, 14 в г.Керчи, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общественное питание (код 4.6.), бытовое обслуживание (код 3.3), развлечение - (код 4.8).
15.12.2016 ИП Николаевым В.И. в адрес Администрации муниципального образования городской округ Керчь было направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 700 м?, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул.Кирова, 14, г.Керчь в соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым N 38-3PK от 31.07.2014, и Постановлением Совета Министров Республики Крым N 313 от 02.09.2014, статьями 39.7, 39.8, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, "Порядком переоформления прав или завершения оформления прав договоров аренды без проведения торгов на территории муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым", утвержденным решением 17 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 26.03.2015N 292-1/15.
09.02.2017 N 11034/02-13 Администрацией города Керчь в адрес ИП Николаева В.И. был направлен ответ о том, что договор аренды вышеуказанного земельного участка подготовлен и направлен на подпись Главе администрации города Керчи, и для его получения ему необходимо обратиться в Администрацию города Керчи.
17.03.2017 заявитель вновь обратился в Администрацию муниципального образования городской округ Керчь с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 700 м, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул.Кирова, 14, г.Керчь.
12.04.2017 N Н-2301/2 Администрацией города Керчь в адрес Предпринимателя был направлен ответ с информацией о том, что предоставить испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 N 180-рг "О приостановлении действия постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313" действие пунктов 4, 9 Порядка переоформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки, на территории Республики Крым в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, приостановлено до 01.01.2018.
В дальнейшем, 17.07.2018 Администрацией города Керчи (N Н-1424/2) ИП Николаеву В.И. отказано в предоставлении земельного участка и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: ул.Кирова, 14, г.Керчь, площадью 0,070 га на основании того, что сведения об испрашиваемом земельном участке не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов проекта землеустройства по отводу земельного участка, Республиканским комитетом по земельным ресурсам АР Крым следует, что 11.09.2013 выдана справка - выписка из формы N 6 зем., согласно которой, испрашиваемый земельный участок числиться по угодьям застроенные земли, земли, используемые для отдыха и прочие открытые земли, зеленые насаждения общего пользования, шифр строки по форме 6-зем-97 - земли общего пользования номер строки 12.4. При этом, заключением N 36, утвержденным начальником управления архитектуры и градостроительства Керченского городского совета 08.07.2008, в пункте пятом установлено, что согласно генеральному плану города, земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
Не согласившись с бездействием Администрации города Керчи, ИП Николаев В.И. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ИП Николаев В.И. обратился с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми утверждена документация по землеустройству.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313) утвержден постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Пунктом 4 Порядка установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 (далее - разрешение на разработку документации).
Между тем, из материалов дела следует, что решение 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 (с изменениями внесенным Решением 51 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 08.12.2009) "О разрешении Николаеву В.И. разработки градостроительного обоснования размещения культурно - развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул. Кирова, 14 в г.Керчи" действовало до 08.03.2010, реализовано до 21.03.2014 года не было поэтому, в силу пункта 4 Порядка не может служить основанием для завершения процедуры оформления права на земельный участок.
Кроме того, устанавливая наличие или отсутствие у предпринимателя права на получение земельного участка не для восстановления и эксплуатации объекта недвижимости, приобретённого им в процессе приватизации в собственность площадью 27 мI, но для возведения иного объекта на земельном участке площадью 700 мI, судами правомерно учтено, что спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города отнесён к землям общего пользования.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органон местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решении. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую). К документам территориального планирования муниципальных образований, в том числе относится и генеральный план городского округа (статья 18 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается подателем жалобы, что испрашиваемый Заявителем земельный участок относится к землям общего пользования. Данные выводы подтверждаются также градостроительным обоснованием о том, что земельный участок расположен в центральной части города в районе Приморского сквера, на месте существующего общественного туалета. При этом, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ). К территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (статья 1 ГрК РФ).
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Помимо этого, судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных в статье 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ). В данном случае торги в отношении спорного земельного участка не проводились. В силу статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Учитывая, что ИП Николаеву В.И. на праве собственности принадлежит нежилое строение - общественная уборная лит. "А" общей площадью 27,5 мI, расположенная по адресу: ул. Кирова, 14, г.Керчь, он не лишен права, обратиться в Администрацию г.Керчи с заявлением о предоставлении ему земельного участка, под этим объектом, необходимого для использования данного объекта недвижимости.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, для физических лиц, за подачу кассационной жалобы составляет 150 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 850 рублей, по платежному поручению N 8 от 24.01.2020, подлежит возврату из федерального бюджета Николаеву Владимиру Ивановичу.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А83-15692/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Николаеву Владимиру Ивановичу (Республика Крым, г.Керчь, пер.Юннатов, д.3, кв.37) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 8 от 24.01.2020 государственную пошлину в сумме 2 850 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого, судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных в статье 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ). В данном случае торги в отношении спорного земельного участка не проводились. В силу статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Учитывая, что ИП Николаеву В.И. на праве собственности принадлежит нежилое строение - общественная уборная лит. "А" общей площадью 27,5 мI, расположенная по адресу: ул. Кирова, 14, г.Керчь, он не лишен права, обратиться в Администрацию г.Керчи с заявлением о предоставлении ему земельного участка, под этим объектом, необходимого для использования данного объекта недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 июля 2020 г. N Ф10-865/20 по делу N А83-15692/2018