город Калуга |
|
3 августа 2020 г. |
Дело N А64-2335/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 27.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Бессоновой Е.В. Стрегелевой Г.А. |
от истца: Управления сельского хозяйства Тамбовской области (392017, г.Тамбов, ул.Советская, 106 а, ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) - не явились;
от ответчика: открытого акционерного общества "Бондарское" (393230, Тамбовская обл., Бондарский район, с.Бондари, ОГРН 1086828000050, ИНН 6801003822) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.12.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А64-2335/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Бондарское" (далее - общество) о взыскании 190 935 руб. субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, перечисленной по соглашению N 153, в том числе 173 750,85 руб. - средства федерального бюджета и 17 184,15 руб. - средства бюджета области, 2 594,62 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в том числе 2 361,11 руб. - в доход федерального бюджета и 233,52 руб. - в доход бюджета области; 235 276 руб. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, перечисленной по соглашению N 426, в том числе 214 101,34 руб. - средства федерального бюджета и 21 174,86 руб. - средства бюджета области, 3 197,18 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в том числе 2 909,43 руб. - в доход федерального бюджета и 233,52 руб. - в доход бюджета области.
Решением суда от 18.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Определениями суда кассационной инстанции от 10 и 22 июня 2020 г. рассмотрение дела откладывалось в связи с временным отсутствием судьи - докладчика по делу.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей управления и общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443, 06.06.2018 между управлением и обществом (получатель) было заключено соглашение N 153 на предоставление в 2018 году обществу 190 935 руб. субсидии, в том числе 173 750,85 руб. - за счет средств федерального бюджета и 17 184,15 руб. - за счет средств бюджета области на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предметом которого является предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году субсидии получателю на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - соглашение N 153).
7 сентября 2018 г. между управлением и обществом (получатель) было заключено соглашение N 426 на предоставление в 2018 году обществу 235 276 руб., в том числе 214 101,34 руб. - за счет средств федерального бюджета и 21 174,86 руб. - за счет средств бюджета области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - соглашение N 426).
Ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки прокуратурой Тамбовской области установлено, что на дату подачи заявлений о выплате субсидий у общества имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по арендной плате за аренду земель сельскохозяйственного назначения, а, значит, обществом поданы недостоверные сведения об отсутствии у него задолженности перед бюджетом области и в результате общество незаконно получило указанные выше субсидии, претензии управления от 29.11.2018 N 01-14/4044 и от 29.11.2018 N 01-14/4043 о возврате субсидий оставлены обществом без удовлетворения, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Придя к выводу о том, что управление должно было проверить при подаче обществом заявления на получение субсидии наличие у общества задолженности по налогам и сборам, что задолженность по арендной плате в сумме 77 813,13 руб. незначительная и погашена обществом, суд первой инстанции отказал управлению в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии со статьей 7, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 утверждены Порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития сельского хозяйства, на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2018 году и Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), полученным на развитие агропромышленного комплекса согласно приложению N 5 (далее - Правила N 5), Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно приложению N 7 (далее - Правила N 7).
Пунктом 12 Правил N 5, пунктами 7, 8 Правил N 7 предусмотрено, что у получателей субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами; для получения субсидии получатель должен представить в управление справку о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (представляется получателем), справку (сведения) о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (в случае представления получателем самостоятельно).
Кроме того, Правилами предусмотрено, что управление запрашивает у налогового органа в порядке межведомственного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов - на дату подачи получателем заявления.
В силу пункта 12 Правил N 5 и Правил N 7 основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются недостоверность представленной получателем субсидии информации; наличие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Правил N 5 и Правил N 7 в случае установления управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и соглашением, управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области.
Управлением направлены в адрес общества требования о возвращении субсидий, но общество использовало субсидии по целевому назначению и не исполнило требования о возврате сумм субсидий.
Суд, учитывая, что на управление возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, управление свою обязанность надлежащим образом не исполнило, сумма задолженности по арендной плате за пользование земельным участком у общества незначительная и задолженность погашена, субсидии использованы по целевому назначению, отказал управлению в удовлетворении его требований.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, этим доводам дана надлежащая правовая оценка.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами двух инстанций обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.12.2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А64-2335/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 7, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
...
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2020 г. N Ф10-1742/20 по делу N А64-2335/2019