г.Калуга |
|
3 сентября 2020 г. |
Дело N А64-5805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей: Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (ОГРН 1026801062034, ИНН 6827002213, ул.Мичурина, д.30, г.Мичуринск, Тамбовская область, 393774) - Бубновой Е.Ю. (дов. от 09.01.2020, диплом), Невзоровой Е.А. (дов. от 09.01.2020),
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943, ул.Советская, 106а, г.Тамбов, 392017) - Шиняевой Н.А. (дов. от 03.06.2020 N 2),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А64-5805/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (далее - заявитель, ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление) от 04.07.2019 N 01-38/53 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина", обязании Управления сельского хозяйства Тамбовской области принять к рассмотрению заявление ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" о предоставлении субсидии.
Одновременно ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства от 24.09.2019 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" (в рамках дела N А64-7872/2019).
Определением суда от 07.10.2019 дела N А64-5805/2019 и N А64-7872/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения в деле N А64-5805/2019.
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ, в итоге просил суд признать незаконным отказ Управления сельского хозяйства от 24.09.2019 N 01-38/90 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от Опытной станции (ОС) "Мичуринская" - филиала ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина"; обязать Управление сельского хозяйства произвести выплату субсидии ОС "Мичуринская" - филиалу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на возмещение части затрат на закладку многолетних насаждений в сумме 3726731 руб.; признать незаконным отказ Управления сельского хозяйства от 04.07.2019 N 01-38/53 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ОС "Мичуринская" - филиала ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина"; обязать Управление сельского хозяйства произвести выплату субсидии ОС "Мичуринская" - филиалу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями в сумме 522 094 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По-прежнему, кассатор считает, что отказы в предоставлении субсидии ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" правомерны, поскольку субъекты Российской Федерации вправе оказывать государственную поддержку научным и образовательным организациям в соответствии с Правилами в рамках приложений N 7-9 Госпрограммы, в случае наличия утвержденных региональных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и цели предоставления гранта в форме субсидии таким организациям по соответствующим направлениям государственной поддержки. Нормативный правовой акт, устанавливающий Правила предоставления научным организациям грантов в форме субсидии, на настоящий момент в Тамбовской области отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" возражает против доводов Управления сельского хозяйства, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 01.09.2020.
В настоящем судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, представители сторон поддержали свои позиции, огласив также дополнительные письменные пояснения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" является научной организацией, организационно-правовая форма - государственное бюджетное научное учреждение.
Основным видом деятельности ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований. Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" отвечает критериям отнесения к сельскохозяйственным производителям.
17.01.2018 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 32-р (далее - распоряжение N 32-р) о реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Мичуринское" (Тамбовская область) в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Мичуринская" (Тамбовская область) с целью его последующего присоединения к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (абз. 9 п. 1 Распоряжения N 32-р).
В целях исполнения Распоряжения N 32-р ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" было реорганизовано путем присоединения к нему ФГБУ "Опытная станция "Мичуринская", преобразованного 17.07.2018 из ФГУП "Мичуринское".
На основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ N 54 от 12.02.2019 года внесены соответствующие изменения в п. 19 Устава ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина", "Опытная станция "Мичуринская" стало филиалом ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" - "Опытная станция "Мичуринская" (далее - Опытная станция) с основным видом деятельности - выращивание прочих плодовых и ягодных культур.
До реорганизации одним из основных видов деятельности Опытной станции было производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Учреждение пользовалось мерами государственной поддержки в форме предоставления субсидий в рамках Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
24.06.2019 ОС "Мичуринская" - филиал ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на основании Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановления администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденных Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75, обратилось с заявлением в Управление сельского хозяйства Тамбовской области о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями, понесенных Опытной станцией "Мичуринская".
04.07.2019 Управление сельского хозяйства по результатам рассмотрения указанного заявления письмом N 01-38/53 отказало в принятии к субсидированию представленного пакета документов, указав, что учреждение является федеральным бюджетным учреждением, согласно пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ получателями субсидий являются юридические лица, за исключением государственных учреждений.
Аналогично 23.09.2019 ОС "Мичуринская" - филиал ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
24.09.2019 письмом N 01-38/90 Управление отказало в принятии к субсидированию представленного пакета документов по аналогичным основаниям.
Посчитав указанные отказы Управления в предоставлении субсидий незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Учреждение обратилось в суд с рассматриваемыми заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Опытная станция является сельскохозяйственным товаропроизводителем, ею в полном объеме представлены документы, указанные в Правилах N 75, каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями Правилами N 75 не установлено.
Суд округа исходит из следующего.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (статья 1).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
В силу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 была утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", приложением N 9 которой являются "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является, в том числе наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Постановлением администрации области "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области (Постановление администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N1443).
Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области утверждены Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 (Приложение приложении N 15 "Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями" - далее Правила N 75).
Данные Правила N 75 устанавливают порядок, цели и условия предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку.
Приказом финансового управления Тамбовской области от 25.01.2017 N6 утверждена типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из бюджета Тамбовской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно, положениям пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Анализ приведенных нормативных актов с учетом хронологии их принятия, целей - реализация государственной программы позволяет прийти к выводу о том, что Правила N75 не регламентируют порядок предоставления из областного бюджета субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, поскольку все они приняты в развитие положений пункта 1 статьи 78 БК РФ.
В силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9.1, 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.07.2018 N 340 утвержден Устав ФГБУ "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина ", согласно пункту 2 которого учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. На основании пункта 3 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
Поскольку заявитель, на момент обращения за получением субсидии и на момент оспариваемых отказов являлся федеральным государственным бюджетным учреждением, то возможность получить субсидию на основании статьи 78 БК РФ и Правил N 75 для него не была предусмотрена.
Довод заявителя о том, что учреждение обладает правом на получение субсидии, поскольку является сельскохозяйственным товаропроизводителем, при том, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области не содержат запрета на предоставление субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Согласно подпункту 2.1 Приложения N15 Правил N 75 субсидии предоставляются при условии заполнения и подписания получателем бланка соглашения о предоставлении субсидии в двух экземплярах. Такая Типовая форма соглашения утверждена Приказом финансового управления Тамбовской области от 25.01.2017 N6. Однако, указанный приказ издан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 и касается типовых форм соглашений, заключаемых с юридическими лицами, за исключением государственных учреждений, которым является заявитель.
Следовательно, со стороны учреждения не могло быть исполнено условие, предусмотренное подпунктом 2.1 Приложения N15 Правил N 75.
Ссылка учреждения на положения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ о том, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, также не может быть принята во внимание, поскольку предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями, то есть применительно к обстоятельствам настоящего дела, между учреждением и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, но не Управлением. Предоставление же субсидий в форме грантов осуществляется по результатам конкурса.
Таким образом, отказы Управления сельского хозяйства Тамбовской области в предоставлении учреждению субсидии на основании Правил 75 и статьи 78 БК РФ в связи с его несоответствием требованиям к получателю субсидий являлись обоснованными.
Аналогичная позиция закреплена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2020 по делу N310-ЭС20-7507.
Кроме того, коллегия обращает внимание на следующее.
Приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом (ст. ст. 48, 49 ГК РФ).
В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал, являющийся обособленным подразделением юридического лица, его правоспособностью не обладает.
Так, в силу части 3 статьи 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенностей. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с положениями совокупных статей 78, 78.1 БК РФ, Правил N 75 получателями субсидий являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, бюджетные и автономные учреждения. Филиалы и представительства юридических лиц и организаций в качестве получателей субсидий законом не определены.
Тем не менее, удовлетворяя заявленные требования и обязывая Управление сельского хозяйства произвести выплату субсидии ОС "Мичуринская" - филиалу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями, суды оставили без внимания тот факт, что соответствующие заявления о предоставлении субсидий поступили в адрес Управления непосредственно от Опытной станции "Мичуринская" - филиал ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина". Именно филиал формировал пакет документов (за подписью и печатью руководителя филиала) применительно к требованиям Раздела 2 Правил N 75 в отношении опытной станции.
Изложенное означает, что состоявшиеся судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права и с точки зрения определения надлежащего получателя субсидии.
Следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Принимая во внимание, что установленные по делу судами фактические обстоятельства не оспариваются сторонами; возникший спор обусловлен различными позициями сторон в применении норм материального права, регулирующих их отношения, и, соответственно, в квалификации спорных правоотношений, а также отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, суд кассационной инстанции считает возможным исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судами норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А64-5805/2019 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом (ст. ст. 48, 49 ГК РФ).
В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал, являющийся обособленным подразделением юридического лица, его правоспособностью не обладает.
Так, в силу части 3 статьи 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенностей. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с положениями совокупных статей 78, 78.1 БК РФ, Правил N 75 получателями субсидий являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, бюджетные и автономные учреждения. Филиалы и представительства юридических лиц и организаций в качестве получателей субсидий законом не определены."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 сентября 2020 г. N Ф10-1154/20 по делу N А64-5805/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1154/20
26.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8305/19
14.11.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5805/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7872/19