г.Калуга |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А83-13585/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Р.Г.Калуцких Л.А.Крыжской |
||
|
|
||
при видении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" - Александров М.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 01/20;
от Совета министров Республики Крым - Вишняков М.В., представитель по доверенности от 02.10.2019 N 1/01-57/6443,
в отсутствие Администрации г. Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым, Управления Госстройнадзора Республики Крым, Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, Могилевской А.Б., Пастушковой Э.А., Харламовой Р.Н., Лавского В.Г., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А83-13585/2018,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Южный берег-3" (далее по тексту - заявитель, ЖСК "Южный берег-3", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными распоряжений Совета министров Республики Крым от 23.05.2018 N 589-р, от 11.07.2018 N 769-р и постановления Администрации г. Ялты Республики Крым от 17.07.2018 N 1245-п.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 требование кооператива к Администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании постановления от 17.07.2018 N 1245-п выделено в отдельное производство, которое рассматривается в рамках арбитражного дела N А83-16259/2018.
В процессе рассмотрения настоящего дела заявитель уточнил свои требования и просил суд: признать незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым N 589-р от 23.05.2018 в части отказа ЖСК "Южный берег-3" в согласовании изменения вида разрешенного использования принадлежащего кооперативу земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Щорса, 31 (пункт 4 приложения к данному распоряжению); обязать Совет министров Республики Крым принять распоряжение о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110 с вида разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" на вид разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка"; признать незаконным пункт 1 распоряжения Совета министров Республики Крым N 769-р от 11.07.2018 в части признания самовольной постройкой объекта капитального строительства - пятиуровневого строения, принадлежащего ЖСК "Южный берег - 3", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:110 по адресу: г. Ялта, ул. Щорса, 31 (пункт 7 приложения к данному распоряжению).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020, в удовлетворении заявленных требований кооператива отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ЖСК "Южный берег-3" обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Южный берег-3" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:25:010112:110, расположенный по адресу: г.Ялта, улица Щорса,31, что подтверждается государственным актом о праве собственности на земельный участок от 08.10.2008 серия ЯЖ N 526617, государственным актом о праве собственности на земельный участок от 08.10.2008 серия ЯЖ N 526616, договором о передаче земельного пая в Паевой Фонд от 28.12.2011 реестровый N 3666.
Для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
На основании заявления ЖСК "Южный берег-3" 23.07.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым за N РК 083140001339 зарегистрирована декларация о начале строительных работ, в соответствии с которой на вышеназванном земельном участке заявителю разрешено строительство многоквартирного жилого дома, состоящего из восьми наземных и двух цокольных этажей.
Постановлением администрации города Ялты от 23.03.2015 внесены изменения в градостроительные условия застройки земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110, в соответствии с которыми ЖСК "Южный берег-3" вправе было осуществлять строительство многоквартирного жилого дома, состоящего из пяти этажей.
В целях осуществления проверки соблюдения ЖСК "Южный берег-3" требований земельного законодательства при использовании вышеназванного земельного участка на основании распоряжения Госземнадзора от 23.05.2017 проведена соответствующая внеплановая выездная проверка кооператива.
По результатам выездной проверки составлен акт проверки от 08.06.2017, в котором указано, что на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:110 расположен объект капитального строительства в количестве пяти надземных этажей. При этом также установлено, что разрешенным видом использования данного земельного участка является индивидуальное жилищное строительства, которое предполагает размещение индивидуального жилого дома, состоящего из не более трех наземных этажей. В связи с изложенными обстоятельствами проверяющие пришли к выводу об использовании ЖСК "Южный берег-3" земельного участка не по целевому назначению.
Для устранения указанных нарушений контролирующим органом в адрес ЖСК "Южный берег-3" было направлено соответствующее предписание от 08.06.2017, которым кооперативу предложено привести объект незавершенного строительства в соответствие с документировано установленным видом разрешенного использования земельного участка.
В связи с изложенными обстоятельствами ЖСК "Южный берег-3" 01.03.2018 обратился с заявлением в Межведомственную комиссию по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, в котором просил согласовать изменение вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "среднеэтажная жилищная застройка".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.05.2018 N 589-р на основании решения Межведомственной комиссии по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым от 27.04.2018 N 10 заявителю отказано в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.07.2018 N 769-р объект капитального строительства, принадлежащий ЖСК "Южный берег-3",признан самовольной постройкой.
Не согласившись с вышеназванными актами государственного органа исполнительной власти в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и признания объекта капитального строительства самовольной постройкой, ЖСК "Южный берег-3" обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что основанием для принятия обжалуемого распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.05.2018 N 589-р "Об отказе в согласовании изменения вида целевого использования земельных участков" послужило решение Комиссии по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее- Комиссия) от 27.04.2018, оформленное протоколом N 10, которым ЖСК "Южный берег-3" отказано в согласовании изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым г. Ялта, ул. Щорса, 31, в связи с вхождением данного земельного участка в зону с особой архитектурно-планировочной организацией территории. Выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части основаны на том, что решение Комиссии об отказе в согласовании изменения вида целевого использования земельного участка является обязательным для Совета министров Республики Крым - государственного органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.07.2018 N 769 "О признании объектов самовольными постройками" в части признания самовольной постройкой объекта капитального строительства, принадлежащего ЖСК "Южный берег-3", арбитражный суд обеих инстанций исходил из того, что данный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как признание данного объекта самовольной постройкой и его снос должен решаться только в судебном порядке.
Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о правомерности решения Совета министров Республики Крым об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка являются ошибочными и не основанными на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение для правильного разрешения заявленного спора.
В частности, в соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (далее - Закон N 409-ЗРК/2017) до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны, Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Крым в границах данной зоны осуществляет ряд полномочий, среди которых полномочия по согласованию установлению и изменению видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, актами, порождающими юридические последствия по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах архитектурно-планировочной зоны, являются соответствующие решения, принимаемые Советом министров Республики Крым.
В свою очередь, решения, принимаемые созданной комиссией по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков для вышеназванного государственного органа исполнительной власти носят рекомендательный характер.
В связи с изложенным, при оценке распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.05.2018 N 589-р в части отказа ЖСК "Южный берег-3" в изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего кооперативу, необходимо исследовать и дать оценку выводам комиссии по данному вопросу, положенные в основу оспариваемого распоряжения.
При этом также подлежали установлению и исследованию обстоятельства, свидетельствующие: о включении земельного участка, принадлежащего ЖСК "Южный берег-3", в состав архитектурно-планировочной зоны; о правовом режиме данной зоны; о наличии либо отсутствии установленных ограничений для строительства объектов с характеристиками спорного объекта.
Кроме того, как указано выше, строительство многоквартирного жилого дома ЖСК "Южный берег-3" осуществляло на основании выданного Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым соответствующего разрешения на строительство от 23.07.2014, зарегистрировав декларацию о начале строительных работ за N РК 083140001339, и постановления администрации города Ялты от 23.03.2015, определившего объем строительства жилого дома - 5 этажей.
Как следует из материалов дела, изложенные обстоятельства арбитражным судом первой и апелляционной инстанций также исследованы не были и оценка им не дана. При этом в материалах дела отсутствуют сведения об отмене либо признании в установленном порядке недействительными вышеуказанных актов.
Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют значение для принятия правильного решения по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и дело направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в случае возникновения необходимости исследовать и другие обстоятельства спора, имеющие значение по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А83-13585/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.