город Калуга |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А35-3046/2022 |
Резолютивная часть постановления вынесена 23.01.2024.
Постановление в полном объёме изготовлено 24.01.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
судей |
Крыжской Л.А., Шелудяева В.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А35-3046/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Курск" (далее - администрация, ответчик) о взыскании расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в размере 47 563 рублей 20 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.12.2021 по 31.03.2022 в размере 1 550 рублей 03 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.10.2022 по 18.10.2022 в размере 166 рублей 15 копеек, продолжив их начисление по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущества Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Министерство финансов Курской области и Комитет финансов города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.02.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, администрация обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель ссылается на отсутствие у органа местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях, собственность на которые не разграничена, а также на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, подтверждающее его позицию.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на жалобу, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 09.10.2017 истец наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО по Северо-Восточной зоне города Курска.
Представителями органа местного самоуправления и АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 13.05.2020 было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, вдоль лестницы между домами N 12 и N 16 по ул. Аристарховой, координаты места 51.735642, 36.200159, о чем составлен акт обследования, согласно которому площадь места несанкционированного размещения ТКО составляет 100 кв.м, предполагаемый объем места размещения ТКО - 12 куб.м.
В связи с изложенными обстоятельствами 18.05.2020 истец направил в адрес администрации города Курска, Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета городского хозяйства города Курска требование о ликвидации вышеуказанного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Поскольку органом местного самоуправления работы по ликвидации не санкционированной свалки не были проведены, общество самостоятельно ликвидировало указанное место размещения ТКО, что подтверждается актом о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 03.11.2021 с приложением материалов фотофиксации.
Расходы на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО согласно расчетам истца составили 47 563 рубля 20 копеек в соответствии с локальным сметным расчетом.
Неисполнение администрацией в добровольном порядке требования общества от 19.11.2021 о возмещении понесенных расходов явилось основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м куб, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
Судами установлено, что земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 10.1 ЗК РФ, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Курской области от 30.11.2015 года N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", пунктом 2 Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", суды пришли к выводу о том, что земля, на которой располагалась спорная несанкционированная свалка, не относится к землям, которыми вправе распоряжаться органы государственной власти Курской области, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу признали муниципальное образование "Город Курск".
Факт размещения несанкционированной свалки в пределах границ города Курска на землях, собственность на которые не разграничена, и факт ликвидации данной свалки региональным оператором подтвержден соответствующими доказательствами по делу. Размер расходов, понесенных истцом, связанных с ликвидацией данной свалки, ответчиком не оспаривается.
Давая правовую оценку доводам органа местного самоуправления в части отсутствия источников финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно положениям муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы", уполномоченные органы местного самоуправления принимают участие, в том числе при ликвидации несанкционированных свалок, и финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет бюджета муниципального образования.
Бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования город Курск и субъекта Российской Федерации - Курская область, предусмотрено, что доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Курск", а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов поступают в доход бюджета города Курска.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что бюджетом муниципального образования "Город Курск" предусмотрено финансирование расходов, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок.
Довод жалобы о том, что с учетом правовой позиции, изложенной в опубликованном после вынесения судебного решения постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, администрация является ненадлежащим ответчиком, не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.05.2023 N 27-П, органы местного самоуправления, с которых взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципальных образований на землях, государственная собственность на которые не разграничена, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).
В пункте 35 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023, также указано, что орган местного самоуправления, полностью исполнивший за счет бюджета муниципального образования соответствующее судебное решение, имеет право на возмещение части расходов за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения ТКО вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают их выводов.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А35-3046/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м куб, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
...
Довод жалобы о том, что с учетом правовой позиции, изложенной в опубликованном после вынесения судебного решения постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, администрация является ненадлежащим ответчиком, не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.05.2023 N 27-П, органы местного самоуправления, с которых взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципальных образований на землях, государственная собственность на которые не разграничена, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2024 г. N Ф10-3718/23 по делу N А35-3046/2022