г.Калуга |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А84-3685/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 07.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Бессоновой Е.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гагаринского района-1" (299059, г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д.45, ОГРН 1189204000259, ИНН 9201523631) - не явились;
от административного органа: Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (299038, г. Севастополь, пр. Октябрьской революции, д. 8, ОГРН 1149204004905, ИНН 9204002612) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гагаринского района-1" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А84-3685/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гагаринского района-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - управление) от 10.07.2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения (при осуществлении управления многоквартирным домом N 30 по ул. Павла Корчагина в г.Севастополе), предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Делу присвоен номер А84-3684/2019.
Кроме того, общество обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.07.2019, которым общество также признано виновным в совершении административного правонарушения (при осуществлении управления многоквартирным домом N 8 по ул. Маршала Крылова в г.Севастополе), предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Делу присвоен номер А84-3685/2019.
Протокольным определением суда от 14.11.2019 дело N А84-3685/2019 объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А84-3684/2019 с присвоением делу номера А84-3685/2019 (т.1 л.д.121).
Решением суда от 22.11.2019 изменено назначенное обществу постановлениями от 10.07.2019 наказание, размер штрафа по каждому из оспариваемых постановлений снижен с 250 000 руб. до 125 000 руб. В удовлетворении остальной части требований общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования общества удовлетворить в полном объеме, признать незаконными и отменить оспариваемые постановления, ссылаясь на необоснованное оставление судами без внимания доводов общества о неверной квалификации допущенного обществом нарушения; об обслуживании многоквартирных домов ООО "УК РСУ-8", которое и должно нести ответственность за уборку подвалов, лестничных клеток, придомовой территории; о несогласовании проверки с органами прокуратуры; о грубых нарушениях, допущенных управлением при проведении проверки, а поэтому результаты проверки не могут являться доказательством нарушения обществом жилищного законодательства.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества и управления в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домом N 8 по ул. Маршала Крылова и домом N 30 по ул. Павла Корчагина в г. Севастополе, на основании лицензии N 141 от 14.02.2018 и договоров управления, заключенных с собственниками помещений указанных многоквартирных домов.
С целью выявления фактов, изложенных в обращениях жильцов этих домов от 03.06.2019 и от 17.06.2019 (т.1 л.д.28, т.2 л.д.27) по вопросу ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества, неудовлетворительного санитарного состояния лестничных клеток и придомовой территории, распоряжениями управления от 18.06.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/517 и от 20.06.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/529 в рамках осуществления лицензионного контроля назначены внеплановые выездные проверки в отношении общества, по результатам проведения которых составлены акты проверки от 24.06.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/517-П (по ул. Павла Корчагина, д. 30) и от 24.06.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/529-П (по ул. Маршала Крылова, д. 8).
Проверками установлено нарушение обществом при осуществление своей деятельности по управлению многоквартирными домами пунктов 4.8.14, 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170): на лестничных клетках многоквартирного дома не произведена уборка подоконников от пыли и грязи, не произведено подметание полов, график уборки отсутствует, не производится уборка придомовой территории.
По факту выявленных нарушений управлением 27.06.2019 составлены протоколы N 205 и N 206 об административном правонарушении, согласно которым действия (бездействие) общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлениями от 10.07.2019 (УИН 0410676685215796135498939 и УИН 0410676641209462884548289) административный орган признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначил обществу наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей по каждому нарушению.
Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и лишь снизив размер штрафа наполовину в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что вмененные обществу правонарушения нашли свое подтверждение в суде, действия общества правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности не пропущен.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 1, пунктов 1,2,4 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом; надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Пунктами 23, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, установлено, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают в себя сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя подметание и уборку придомовой территории, уборку и выкашивание газонов, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в силу пунктов 3.2.7, 3.6.10, 4.8.14 которых должна быть обеспечена уборка лестничных клеток и придомовых территорий согласно установленной периодичности.
Частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Пунктами 2.1, 3.1 договора управления многоквартирным домом, заключенным 29.05.2015 обществом с собственниками помещений дома N 30 по ул. Павла Корчагина, определено, что управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в интересах собственников помещений с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением N 2 к договору. В приложении к договору указаны, в том числе уборка придомовой территории - 180 раз в год, уборка лестничных клеток - 1 раз в неделю (т.1 л.д.107).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором - пункт 42 Правил N 491.
Как указано выше, при проверке установлено, что уборка лестничных клеток проверяемых многоквартирных домов не произведена, не протираются подоконники от пыли и грязи, не подметаются полы, график уборки отсутствует, не производится уборка и придомовой территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что вмененные обществу нарушения не являются нарушениями лицензионных требований, а поэтому квалификация правонарушения неверна, несостоятелен. Как указано выше, лицензионными требованиями являются требования, предъявляемые к деятельности управляющей организации по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома при осуществлении управления этим домом.
Как указали суды, надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества в многоквартирном доме предполагает соблюдение требований, предусмотренных Правилами N 491, Минимальным перечнем N 290, Порядком N 170 и договором управления многоквартирным домом.
Иные доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Суд кассационной инстанции, в силу части 1 статьи 286 АПК РФ, не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А84-3685/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором - пункт 42 Правил N 491.
Как указано выше, при проверке установлено, что уборка лестничных клеток проверяемых многоквартирных домов не произведена, не протираются подоконники от пыли и грязи, не подметаются полы, график уборки отсутствует, не производится уборка и придомовой территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Как указали суды, надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества в многоквартирном доме предполагает соблюдение требований, предусмотренных Правилами N 491, Минимальным перечнем N 290, Порядком N 170 и договором управления многоквартирным домом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-3574/20 по делу N А84-3685/2019