город Калуга |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А83-9093/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 21.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
В.И. Смирнова |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
С.И. Смолко
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Крым" ОГРН 1149102090720 ИНН 9102045247 |
Крицкий Б.А. - директор; Варгатюк М.С. - представитель по доверенности от 05.06.20; |
от заинтересованного лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ОГРН 1149102010606 ИНН 9102007869
от третьего лица: Государственное казенное учреждение Республики Крым "Крымский республиканский штаб Народного ополчения народной дружины Республики Крым" |
Хасанов И.Р. - представитель по доверенности от 09.01.20;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А83-9093/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Крым" (далее - ООО "Коммунсервис-Крым", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным принятого 04.03.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымский УФАС России или антимонопольный орган) по делу N 06/398-19 решения о признании необоснованной жалобы ООО "Коммунсервис-Крым" на аукционную документацию о закупке услуг по строительному контролю (техническому надзору) при реконструкции военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополя Республики Крым.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное казенное учреждение Республики Крым "Крымский республиканский штаб Народного ополчения народной дружины Республики Крым".
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным и отменено оспоренное решение Крымского УФАС.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 решение суда первой инстанции от 30.10.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыло, явку своего представителей не обеспечило.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд полагает отменить судебные акты исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 15.02.2019 Государственным казенным учреждением Республики Крым "Крымский республиканский штаб Народного ополчения народной дружины Республики Крым" на интернет сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0875200000419000019 о проведении электронного аукциона "Услуги по осуществлению строительного контроля (технический надзор) по объекту: "Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым".
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба ООО "Коммунсервис-Крым" на действия Заказчика при проведении закупки "Услуги по осуществлению строительного контроля (технический надзор) по объекту: "Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым" (извещение N 0875200000419000019), в части требований заказчика у организации - исполнителя документа о членстве в саморегулируемой организации (СРО).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 04.03.2019 по делу N 06/398-19 жалоба ООО "Коммунсервис-Крым" признана необоснованной.
Не согласившись с принятым решением заявитель, воспользовавшись правом на обжалование, обратился в суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу суды указали, что требование о наличии у участника закупки членства в СРО по названным видам работ чрезмерны, так как по условиям аукционной документации функции технического заказчика по выполнению реконструкции объекта от заказчика не передаются, строительный контроль вправе проводить различные лица (застройщик подрядчик и юридическое лицо, заключившее с ними договор), стоимость услуг по строительному контролю не превышает 3 000 000 руб.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Электронный аукцион является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного закона; декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Юридическое лицо, не являющееся членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, может выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Часть 8 статьи 53 ГрК РФ указывает, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение N468) предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Из пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 Кодекса следует, что строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом СРО, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 1 Кодекса застройщик может осуществлять строительный контроль самостоятельно, с привлечением на основании договора индивидуального предпринимателя, юридического лица или передать такие функции техническому заказчику.
Обязательное членство застройщика в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрено частью 3.1 статьи 52 Кодекса только в случае, если застройщиком самостоятельно выполняются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 указанного кодекса.
Таким образом, для осуществления строительного контроля требуется членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства застройщику. Лицо, осуществляющее строительный контроль на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, должно быть членом СРО.
Исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 Кодекса, распространяется на лиц, осуществляющих строительный контроль по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательства по каждому из которых не превышает трех миллионов рублей.
Указанный вывод изложен в письме Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в письме от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02 и в ответе за запрос Управления от 10.02.2020 N 4120-ТБ/02.
Судом установлено, что в документации об аукционе в разделе IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлено, что организация - исполнитель должна иметь копию соответствующего документа о членстве в саморегулируемой организации (СРО) на соответствующий вид деятельности с наличием п.32, 32.1, 32.4, 32.5, 32.6, 32.7 Перечня.
Вместе с тем, предметом закупки являлось осуществление строительного контроля (технический надзор) по объекту:"Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым". Спорные работы неразрывно связаны с реконструкцией объекта, стоимость которой составила более 3 000 000 рублей.
Таким образом, строительный контроль по объекту "Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым" не относится к исключению, указанному в части 2.1 статьи 52 Кодекса, и может выполняться только членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Заказчик при осуществлении закупки должен был установить в документации о закупке соответствующее требование к участнику закупки о представлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Учитывая изложенное, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований ООО "Коммунсервис-Крым" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/398-19 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" от 04.03.2019.
Поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела верно и в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить решение и постановление судов, и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ООО "Коммунсервис-Крым" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/398-19 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" от 04.03.2019.
Рукодствуясь п.2ч.1 ст.287, ст. 288, ст.289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А83-9093/2019 отменить.
В удовлетворении требования ООО "Коммунсервис-Крым" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/398-19 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" от 04.03.2019 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что в документации об аукционе в разделе IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлено, что организация - исполнитель должна иметь копию соответствующего документа о членстве в саморегулируемой организации (СРО) на соответствующий вид деятельности с наличием п.32, 32.1, 32.4, 32.5, 32.6, 32.7 Перечня.
Вместе с тем, предметом закупки являлось осуществление строительного контроля (технический надзор) по объекту:"Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым". Спорные работы неразрывно связаны с реконструкцией объекта, стоимость которой составила более 3 000 000 рублей.
Таким образом, строительный контроль по объекту "Реконструкция военного городка по ул. Ю.А. Инге, 46а, г. Симферополь, Республика Крым" не относится к исключению, указанному в части 2.1 статьи 52 Кодекса, и может выполняться только членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Заказчик при осуществлении закупки должен был установить в документации о закупке соответствующее требование к участнику закупки о представлении документа, подтверждающего членство в СРО."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2020 г. N Ф10-3629/20 по делу N А83-9093/2019