г. Калуга |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А62-8447/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске (ОГРН 1186733021463, ИНН 6732171566, ул. Герцена, д. 2, г. Смоленск, 214014) - Перехожевой О.В. - представителя по доверенности от 31.12.2019 N 14, диплом;
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 "Россияночка" города Смоленска (ОГРН 1026701439126, ИНН 6731031830, ул. Рыленкова, д. 13А, г. Смоленск, 214031) - Нечаевой Ю.Г. - заведующей (выписка из ЕГРЮЛ от 22.10.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А62-8447/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2 "Россияночка" города Смоленска (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске (далее - управление, Пенсионный фонд) от 03.07.2019 N 076S19190004748 о взыскании финансовых санкций в сумме 45500 руб. за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года.
Управление заявило встречное требование о взыскании с учреждения финансовых санкций на основании решения от 03.07.2019.
Решением от 07.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.07.2020, требование учреждения удовлетворено, во встречном требовании отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей управления, учреждения, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 06.02.2019 МБУК "Дом культуры" пос. Миловидово представлены в управление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "ИСХД") за январь 2019 года на 16 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 06.02.2019.
Однако в представленных сведениях указан регистрационный номер (076-030-007489) и ИНН (6731031830) учреждения.
Учреждением 11.02.2019 в управление представлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения о 75 застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "ИСХД") за январь 2019 года, что подтверждается извещением о доставке от 11.02.2019.
Управлением учреждению отправлено уведомление от 12.02.2019 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления.
В протоколе проверки отчетности разъяснено, что ранее за данный отчетный период сведения по форме СЗВ-М уже были представлены.
Во исполнение уведомления от 12.02.2019 учреждение 25.03.2019 представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "Отменяющая") за январь 2019 года на 16 застрахованных лиц (представленных 06.02.2019), а также сведения на 75 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип формы "ДОП") за январь 2019 года.
Выявив по результатам проверки дополнительно представленных учреждением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Фекдерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, Пенсионный фонд пришел к выводу о предоставлении учреждением неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах за этот период, о чем составил акт от 23.05.2019 N 076S18190004415 и принял решение от 03.07.2019 N 076S19190004748 о привлечении учреждения к ответствености, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 45500 руб.
Не согласившись с вынесенным управлением решением от 03.07.2019, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением, а управление, в свою
очередь, со встречным требованием о взыскании с учреждения финансовой санкции в размере 45 500 руб.
Удовлетворяя заявленное учреждением требование и отказывая в удовлетворении требования управления, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из пункта 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как установлено судом, учреждение и МБУК "Дом культуры" пос. Миловидово в спорный период вели бухгалтерский (бюджетный) учет посредством оказания соответствующих услуг МКУ "Централизованная бухгалтерия". Форма СЗВ-М с реквизитами учреждения как шаблон была использована работником МКУ "Централизованная бухгалтерия" для формирования и представления отчетности в управление, в связи с чем форма СЗВ-М за январь 2019 года в отношении 16 застрахованных лиц МБУК "Дом культуры" пос. Миловидово, представленная в управление 06.02.2019, содержала реквизиты (регистрационный номер и ИНН) учреждения.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что отсутствуют основания для квалификации представленных учреждением 11.02.2019 сведений в качестве неполных и (или) недостоверных, так как учреждение, исполнив свою обязанность по предоставлению отчетности, не должно нести ответственность в виде уплаты финансовой санкции за неправомерные действия другого страхователя, повлекшие непринятие сведений, а внесение необходимых корректив за пределами пятидневного срока с даты получения уведомления от 12.02.2019 с учетом своевременно представленных сведений 11.02.2019 не может являться основанием для привлечения учреждения к ответственности за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А62-8447/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, учреждение и МБУК "Дом культуры" пос. Миловидово в спорный период вели бухгалтерский (бюджетный) учет посредством оказания соответствующих услуг МКУ "Централизованная бухгалтерия". Форма СЗВ-М с реквизитами учреждения как шаблон была использована работником МКУ "Централизованная бухгалтерия" для формирования и представления отчетности в управление, в связи с чем форма СЗВ-М за январь 2019 года в отношении 16 застрахованных лиц МБУК "Дом культуры" пос. Миловидово, представленная в управление 06.02.2019, содержала реквизиты (регистрационный номер и ИНН) учреждения.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что отсутствуют основания для квалификации представленных учреждением 11.02.2019 сведений в качестве неполных и (или) недостоверных, так как учреждение, исполнив свою обязанность по предоставлению отчетности, не должно нести ответственность в виде уплаты финансовой санкции за неправомерные действия другого страхователя, повлекшие непринятие сведений, а внесение необходимых корректив за пределами пятидневного срока с даты получения уведомления от 12.02.2019 с учетом своевременно представленных сведений 11.02.2019 не может являться основанием для привлечения учреждения к ответственности за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2020 г. N Ф10-4370/20 по делу N А62-8447/2019