г. Калуга |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А62-12842/2019 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 11.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Солодовой Л.В. |
судей |
Егоровой С.Г. Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: от истца: АО "АтомЭнергоСбыт" |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика: ООО "Смолград"
от третьего лица: ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" |
не явился, извещен надлежаще;
не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смолград" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.06.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А62-12842/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Смолград" о взыскании 55 891 руб. 93 коп., в том числе: задолженности за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества многоквартирных домов, за октябрь 2019 года в размере 55 430 руб. 01 коп., пени за несвоевременную оплату электрической энергии за октябрь 2019 года, начисленных за период с 16.11.2019 по 25.12.2019 в сумме 461 руб. 92 коп., а также пени, начисленных на задолженность 55 430 руб. 01 коп. за октябрь 2019 года в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 26.12.2019 по день фактической оплаты указанной задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020, заявленные требования удовлетворены частично: с ООО "Смолград" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" взыскано 57 797 руб. 20 коп., в том числе: задолженность за потребленную электрическую энергию за октябрь 2019 года в размере 55 430 руб. 01 коп., пени за несвоевременную оплату электрической энергии за октябрь 2019 года, начисленные за период с 16.11.2019 по 05.04.2020 в сумме 2 367 руб. 19 коп. а также 2 239 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ООО "Смолград" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы представители лиц, участвующих в деле, в суд округа не явились. Учитывая требования ст. 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Смолград" было назначено постановлением Администрации муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области N 580 от 25.10.2019 временной обслуживающей организацией для осуществления обслуживания (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в приложении к постановлению (53 МКД в г. Демидов Смоленской области), на период подготовки и проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами с 01.10.2019 и до момента заключения договора управления многоквартирными домами по результатам конкурса, но не более одного года
Гарантирующим поставщиком на территории Смоленской области с 01.06.2014 по настоящее время является АО "АтомЭнергоСбыт".
ООО "Смолград" осуществляло управление рядом многоквартирных домов в г. Демидов Смоленской области на основании лицензии N 144 от 10.06.2016 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Смоленской области".
В соответствии с приказом Инспекции от 10.09.2019 N 189/ИЛ спорные многоквартирные дома исключены из лицензии ООО "Смолград" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Договор энергоснабжения между ответчиком и ресурсоснабжающей организацией в письменной форме не заключался.
Между тем, факт поставки электрической энергии на данные объекты в спорный период в объеме 14 323 кВт/ч на сумму 55 430 руб. 01 коп. подтверждается материалами дела, а именно: счетами, счетами-фактурами, ведомостями электропотребления, актами приема-передачи электроэнергии.
Ссылаясь на то, что оплата полученного коммунального ресурса на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управляемых ответчиком, не произведена в полном объем, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что дав оценку всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с положениями ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч.9 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения ( п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст. 154, ч.1 ст. 156 ЖК РФ).
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Согласно Постановлению N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 35, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены "Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", которые устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 1498) по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется, исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг за расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Иного порядка определения стоимости коммунальных услуг для содержания общего имущества многоквартирного дома, законодателем не предусмотрено.
ООО "Смолград" в данный период являлось управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов, в которые истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды, что сторонами не оспаривается.
При этом договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ответчиком не был заключен.
С учетом вышеизложенного, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в спорные многоквартирные жилые дома, в том числе на общедомовые нужды.
Факт потребления ответчиком электрической энергии в спорный период, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела и не оспаривались заявителем.
Расчет объема и стоимости потребленного в октябре 2019 года ресурса на общедомовые нужды проверен судом и признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Расчет суммы долга ответчиком по существу не оспорен. Какие-либо достоверные документальные доказательства в опровержение используемых истцом в расчете данных, ответчиком не были представлены и в материалах дела отсутствуют.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиком истцу полученной электрической энергии на общедомовые нужды в заявленный период, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ООО "Смолград" задолженности за фактически поставленный ресурс в указанном размере.
Руководствуясь ст. 329, п. 1 ст. 330, ст. 332 ГК РФ, абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты электрической энергии на ОДН за спорный период, суд удовлетворил требования истца о взыскании с ООО "Смолград" пени на несвоевременную оплату электрической энергии за октябрь 2019 года, начисленных за период с 16.11.2019 по 05.04.2020 в размере 2 367 руб.19 коп.
Отказ в удовлетворении иска в части взыскания пени по день фактического исполнения обязательства, ответчик не обжалует.
Довод заявителя о том, что в октябре 2019 года ООО "Смолград" не являлось управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг), а значит отсутствовала обязанность перед истцом как ресурсоснабжающей организацией по оплате стоимости энергоресурса на ОДН, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, как не соответствующий положениям действующего законодательства и материалам дела.
В соответствии с ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и случая, предусмотренного ч.3 ст. 200 данного Кодекса (ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 данного кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Указанная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наступления в спорный период вышеуказанных обстоятельств, ответчик, как организация, фактически осуществляющая в данный период содержание и обслуживание общего имущества спорных многоквартирных домов, вправе был выставлять собственникам и владельцам помещений счета на оплату электрической энергии потребленной в этих целях, и, следовательно, обязан оплачивать полученную электрическую энергию гарантирующему поставщику.
Доводы заявителя жалобы о том, что поскольку для МКД, в отношении которых собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то должны быть применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", подлежит отклонению в связи со следующим.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления МКД управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354, согласно которой, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
То обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги (либо продолжает исполнять такие обязанности) в соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354, не отменяет обязанности такой управляющей организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества.
Кроме того, Постановлением Администрации муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области от 25.10.2019 N 580 ООО "Смолград" назначено временной обслуживающей организацией для осуществления обслуживания (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в приложении к постановлению (53 МКД в г. Демидов Смоленской области), на период подготовки и проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами с 01.10.2019 и до момента заключения договора управления многоквартирными домами по результатам конкурса, но не более одного года.
При этом, в пункте 3 данного постановления указано на необходимость применения уровня размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в период действия временной обслуживающей организации на уровне ранее действующего.
Согласно сведениям, размещенным на официальном портале ГИС ЖКХ в сети Интернет (www.dom.gosuslugi.ru), 25.10.2019 между ответчиком и отделом городского хозяйства Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области на основании Постановления Администрации муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области от 25.10.2019 N 580 заключен временный договор на обслуживание многоквартирных домов, предметом которого является временное управление многоквартирными домами согласно приложению N 2 к договору (53 МКД в г. Демидов Смоленской области).
В соответствии с условиями указанного договора ответчик принял на себя обязательство в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Указанный договор распространяет свое действие на отношения сторон с 01.10.2019 и действует по 30.09.2020.
Согласно пункту 4.1 данного договора плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пункт 4.1.1 временного договора N 580 от 25.10.2019).
При этом, суды исходили из того, что действие Правил N 1616 направлено на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирных жилых домов и оказанию коммунальных услуг.
Тот факт, что ответчик не выставляет собственникам помещений счета на электроэнергию на СОИД, никак не влияет на наличие обязанности по оплате спорного объема ресурса ответчиком.
Доказательств, подтверждающих, что истцом в счета на оплату электрической энергии, направляемые потребителям, включена стоимость электроэнергии поставленной на содержание общедомового имущества, ответчиком не представлено.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.06.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А62-12842/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 Постановления Правительства РФ N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления МКД управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354, согласно которой, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
То обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги (либо продолжает исполнять такие обязанности) в соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354, не отменяет обязанности такой управляющей организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 ноября 2020 г. N Ф10-4519/20 по делу N А62-12842/2019