г. Калуга |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А14-8692/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.,
при участии представителей:
от автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 7" (г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 20, ОГРН 1153668060611, ИНН 3666203351): Борзунов Р.А. (доверенность от 21.05.2020);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (г. Воронеж, ул. Ленина, д. 104 Б, ОГРН 1033600019860, ИНН 3662013945): Байдакова Ю.С. (доверенность от 05.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2020 года по делу N А14-8692/2019,
УСТАНОВИЛ:
Автономное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7" (далее - АУЗ ВО "ВКСП N 7", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ТФОМС Воронежской области, фонд) от 19.04.2019 N 1204/10 "О возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа" незаконным.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2020 года решение Арбитражного суда Воронежской области от 05 февраля 2020 года отменено, оспариваемое требование признано незаконным, на ТФОМС Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АУЗ ВО "ВКСП N 7".
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ТФОМС Воронежской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела.
АУЗ ВО "ВКСП N 7" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 27.02.2019 N 89 фондом проведена плановая комплексная проверка АУЗ ВО "ВКСП N 7" по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, результаты которой зафиксированы в акте от 29.03.2019.
Проверкой установлено, что учреждение в проверяемый период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги), и сделан вывод о том, что средства ОМС в сумме 635 896 руб. 50 коп. (466 467 руб. 54 коп. за 2017 год и 169 134 руб. 57 коп. за 2018 год) в нарушение положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее - Закон N 326-ФЗ), Тарифных соглашений на 2017 и 2018 годы, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованы АУЗ ВО "ВКСП N 7" на оплату расходов на заработную плату и начислений на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС. Данные расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Фондом выставлено требование от 19.04.2019 N 1204/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Не согласившись с указанным требованием, учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое требование соответствует закону и не нарушает права и законные интересы учреждения, при этом согласился с выводами фонда о том, средства ОМС в спорной сумме использованы учреждением на оплату расходов на заработную плату и начислений на выплаты по оплате персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, что не связано с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции, решение суда первой инстанции отменил, признал обоснованным отнесение всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи, в связи с чем пришел к выводу о том, что фондом не доказано нецелевое использование средств ОМС, и о незаконности обжалуемого требования.
Суд округа исходит из следующего.
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 147 БК РФ и части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как установлено судами и следует из акта от 29.03.2019, основанием для признания расходов из средств ОМС в сумме 635 896 руб. 50 коп. нецелевыми послужил вывод фонда о том, что в 2017 и 2018 годах учреждение в нарушение принципа пропорциональности осуществляло расходы в указанном размере из средств ОМС на покрытие расходов в части заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда персонала, не принимавшего непосредственного участия в оказании медицинской помощи.
Учреждение, обосновывая законность использования на данные статьи затрат средств ОМС, не опровергало неприменение им принципа пропорциональности и указывало, что в состав данных расходов включены исключительно расходы на выплату должностных окладов работникам, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинских услуг (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала), в то время как все стимулирующие выплаты таким работникам производились за счет прибыли от приносящей доход деятельности.
Как следует из части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи, включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Тарифы рассчитываются в соответствии с главой 11 Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Виды затрат, которые включаются в состав тарифа, поименованы в пунктах 158.1 - 158.16 Правил ОМС.
Согласно пункту 158.2 Правил ОМС к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 158.3 Правил ОМС установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Согласно разделу 4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на территории Воронежской области, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 28.12.2016 N 1004, тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ, профессиональными союзами медицинских работников или их объединений (ассоциаций), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Пунктом 3.7.1 Тарифного соглашения на 2017 год и пунктом 3.9.1 Тарифного соглашения на 2018 год (далее - Тарифные соглашения) предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования включают экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по территориальной программ обязательного медицинского страхования. Распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, по различным источникам финансирования (ОМС, бюджет, др.), производится в соответствии с пунктом 158.16 раздела "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н. Порядок распределения затрат по источникам их финансового обеспечения устанавливается локальным нормативным актом (учетной политикой) медицинской организации.
В пункте 3.4 письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и "О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу" указано, что к числу основных задач распределения затрат относится разнесение затрат: по видам оказываемых услуг (т.е. определение того, какие виды затрат и в каком объеме приходятся на ту или иную услугу); по источникам финансирования (затраты на оказание одних и тех же видов услуг при различных источниках финансирования могут оказаться различными).
Недопустимы ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС (пункт 3.2 вышеуказанного письма ФОМС).
В данном случае учреждение осуществляет один вид деятельности (оказание медицинской деятельности), имеет несколько источников финансирования (средства ОМС, доходы от платной деятельности) и в силу пунктов 3.7.1, 3.9.1 Тарифных соглашений должно установить локальным нормативным актом (учетной политикой) порядок распределения затрат по источникам их финансирования (финансового обеспечения).
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о правомерности отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности учреждения в целом, на единственный оказываемый учреждением вид медицинской помощи, является ошибочным.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 26 Учетной политики АУЗ ВО "ВКСП N 7", утвержденной приказом от 29.10.2015 N 5 (далее - учетная политика) распределение затрат, необходимых для обеспечения деятельности учреждения в целом, по различным источникам финансирования, предусмотрено приложением N 12.
При этом ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 17 учетной политики применительно к спорным правоотношениям является ошибочной, поскольку указанный пункт определяет порядок расчетов с персоналом по оплате труда, а не источник финансирования таких расходов или порядок распределения затрат учреждения по источникам финансирования.
Пунктом 3 приложения N 12 к учетной политике предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг, услуг по содержанию здания, услуг связи, программного обеспечения прочих услуг распределяются по источникам финансирования (ОМС и платные услуги) пропорционально полученным доходам.
Тем самым учреждение предусмотрело распределение названных видов общехозяйственных расходов по различным источникам финансирования (ОМС и платные услуги) на основе принципа пропорциональности.
Между тем в нарушение вышеуказанных положений Тарифных соглашений, пункта 2 приложения N 12 к учетной политике учреждение не определило порядок распределения по источникам финансирования затрат на оплату труда и начислений на них, также являющихся общехозяйственными расходами (пункт 3.2 учетной политики)
Указанное нарушение, допущенное учреждением (неустановление локальным нормативным актом порядка распределения общехозяйственных затрат в части оплаты труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, по источникам их финансирования), не является основанием для произвольного отнесения такого рода затрат на средства ОМС при наличии также иного источника финансирования (платные услуги).
Данные расходы в соответствующей части не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, соответственно, с учетом положений статьи 306.4 БК РФ, Тарифных соглашений на 2017 год (пункт 3.7.8) и на 2018 год (пункт 3.9.8) правомерно признаны фондом нецелевыми.
Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о том, что средства ОМС возможно расходовать на выплату заработной платы работникам организаций, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг, является верным, что, однако, не свидетельствует об отсутствии оснований для распределения таких затрат по источникам финансирования и для их отнесения в полном объеме на средства ОМС при наличии также иного источника финансирования.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона N 326-ФЗ, Правил ОМС, Тарифных соглашений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое требование фонда является законным и не нарушает права и законные интересы учреждения.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для признания требования фонда незаконным признаются судом округа ошибочными.
Таким образом, поскольку суд первой инстанции не допустил существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции, проверив законность принятых по делу судебных актов и исходя из полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2020 года по делу N А14-8692/2019 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 05 февраля 2020 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 приложения N 12 к учетной политике предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг, услуг по содержанию здания, услуг связи, программного обеспечения прочих услуг распределяются по источникам финансирования (ОМС и платные услуги) пропорционально полученным доходам.
Тем самым учреждение предусмотрело распределение названных видов общехозяйственных расходов по различным источникам финансирования (ОМС и платные услуги) на основе принципа пропорциональности.
Между тем в нарушение вышеуказанных положений Тарифных соглашений, пункта 2 приложения N 12 к учетной политике учреждение не определило порядок распределения по источникам финансирования затрат на оплату труда и начислений на них, также являющихся общехозяйственными расходами (пункт 3.2 учетной политики)
Указанное нарушение, допущенное учреждением (неустановление локальным нормативным актом порядка распределения общехозяйственных затрат в части оплаты труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, по источникам их финансирования), не является основанием для произвольного отнесения такого рода затрат на средства ОМС при наличии также иного источника финансирования (платные услуги).
Данные расходы в соответствующей части не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, соответственно, с учетом положений статьи 306.4 БК РФ, Тарифных соглашений на 2017 год (пункт 3.7.8) и на 2018 год (пункт 3.9.8) правомерно признаны фондом нецелевыми.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона N 326-ФЗ, Правил ОМС, Тарифных соглашений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое требование фонда является законным и не нарушает права и законные интересы учреждения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 декабря 2020 г. N Ф10-4202/20 по делу N А14-8692/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4202/20
31.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1486/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8692/19