город Калуга |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А83-16594/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 16.12.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Т.В. Лукашенковой |
|
Г.А. Стрегелевой
|
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Департамент городского имущества города Москвы ОГРН 1037739510423 ИНН 7705031674 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от заинтересованного лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ОГРН 1149102017404 ИНН 9102012065
от третьих лиц: Государственное унитарное предприятие города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы"
Правительство города Москвы
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым
Администрация города Ялта Республики Крым
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Михайлова Ю.Ю. - представитель по доверенности от 01.01.2020;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А83-16594/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент Москвы или заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными принятых Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) решений об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружения, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка:
1) 27.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 на берегоукрепительное сооружение (восточная часть) площадью 10.232,7 кв. м, КН/УН 90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10,
2) 24.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 на берегоукрепительное сооружение площадью 11.398,2 кв. м. КН 90:00:000000:806, ул. Приморская, дом 10,
3) 23.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 на резервуар для воды площадью 277,2 кв. м, КН 90:25:070801:128, ул. Советская, дом 4А.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 требования удовлетворены, оспоренные решения признаны незаконными, на Госкомрегистр возложена обязанность рассмотреть заявления о государственной регистрации права без учета оснований, приведенных в сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, остаивть в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица - Правительство города Москвы, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Определениями Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2020 и от 19.11.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2020 произведена замена судьи Н.В. Ключниковой на судью Г.А. Стрегелеву.
09.12.2020 в 11 час.30 мин. судебное заседание возобновлено.
08.12.2020 в Арбитражный суд Центрального округа от Департамента городского имущества города Москвы поступило ходатайство об отложении рассмотрения настоящей кассационной жалобы. В обосновании указанного ходатайства, заявитель указал на необходимость ознакомления с материалами дела и в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (2019-nCov), на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с учетом изменений).
Рассмотрев ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, коллегия судей пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является правом, а не обязанностью суда.
При этом вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, должен решаться судом, арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.
В связи с чем, суд кассационной инстанции полагает в удовлетворении ходатайства Департамента городского имущества города Москвы об отложении судебного заседания отказать.
При этом отказ в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания не ограничивает права Департамента городского имущества города Москвы на судебную защиту и не препятствует полному и всестороннему ее рассмотрению, поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы", проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.04.2018 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили заявления: N 50-0-1-33/3002/2018-46 о постановке на государственный кадастровый учет и N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение общей площадью 10.232,7 кв. м по ул. Приморская, 10, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым, N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение площадью 11.398,2 кв. м, по ул. Приморская, 10, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым, с 20.09.2017 КН: 90:00:000000:806, ранее инвентарные N 65, 67, 69-83, 87, 89-94, 101, 106-107, 115, N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение (бассейн) площадью 277,2 кв. м по ул. Советская, 4А, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым, с 08.02.2017 КН: 90:25:070801:128, введенного в эксплуатацию в 2001 г.
В подтверждение права собственности на данные объекты к названным заявлениям приложены (в том числе) копии государственного акта на пользование землей от 05.11.1962 и копии утвержденных решениями Исполкома Ялтинского горсовета актов приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством сооружения жилищно-гражданского назначения N 192 от 28.03.1980, N 163 от 28.11.1980, N 734 от 29.12.1982.
К заявлениям N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 и N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 приложены кадастровые выписки на объекты, дополнительно к заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 - копия инвентарного дела от 04.09.2001 N 10494 на 4 листах.
24.04.2018 Госкомрегистром принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с пунктами 5, 9, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 01.07.2018, далее - Закон N 218-ФЗ) по заявлению 27.04.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1316, по заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1317, поскольку невозможно идентифицировать объект и направлен межведомственный запрос в БТИ, по заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1318, не представлен правоустанавливающий документ и направлен межведомственный запрос в БТИ.
Госкомрегистром получены от МУПРК "БТИ" ответы на межведомственные запросы, из которых следует, что без указания литеры сооружения площадью 11.398,2 кв. м невозможно дать ответ об инвентаризации этого объекта; по ул. Советской, 4А - право собственности по состоянию на 31.12.2012 ни за кем не зарегистрировано, по сведениям инвентарного дела аресты и запреты (ограничения) на сооружение отсутствуют.
По истечении сроков приостановления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности уполномоченным на принятие решений лицом и государственными регистраторами Госкомрегистра приняты решения: решение N 90/01/2018-1000950 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению N 50-0-1-33/3002/2018-46 на объект - берегоукрепительное сооружение (восточная часть), КН/УН:90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10, о чем принято решение, которое не является предметом оспаривания по данному делу; сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 об отказе в государственной регистрации права собственности на берегоукрепительное сооружение (восточная часть), КН/УН: 90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10, так как объект не поставлен на государственный кадастровый учет, представленные документы (технический план) по форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства (структура и формат файлов не соответствует требованиям, имеется ошибка пространственных данных - ОКС не входит в ЗУ частично или полностью: ЗУ 90:25:070301:373); представленные документы не отражают необходимую для государственной регистрации информацию; сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 об отказе в государственной регистрации права собственности на берегоукрепительное сооружение площадью 11.398,2 кв. м, по ул. Приморская, 10, КН: 90:00:000000:806, так как представленные акты приемки в эксплуатацию не отражают сведений об объекте, на который подано заявление о государственной регистрации права, сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение (резервуар для воды) площадью 277,2 кв. м, ул. Советская, дом 4А, КН: 90:25:070801:128, так как не представлен правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 14, пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 01.07.2018, далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства сооружений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение права и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав; в частности, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (статья 27, пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Судом установлено, что заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на сооружения берегоукрепительные сооружения с площадями: 10.232,7 кв. м (ул. Приморская, 10), 11.398,2 кв. м (ул. Приморская, 10), резервуар для воды 277,2 кв. м (по ул. Советская, 4А).
В качестве документов - оснований заявителем представлены: акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно - гражданского назначения, утвержденного Решением Исполкома Ялтинского Совета народных депутатов N 734 от 29.12.1982, акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно - гражданского назначения от 31.10.1980, утвержденного Решением Исполкома Ялтинского Совета народных депутатов N 763 от 28.11.1980, акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищногражданского назначения от 28.03.1980, утвержденного Решением Исполкома Ялтинского Совета народных депутатов N 192 от 28.03.1980, в которых отсутствуют сведения о заявленных на государственную регистрацию права собственности сооружений.
В актах приемки в эксплуатацию объектов указаны иные характеристики: бун N 1-N 4 - протяженностью 55п/м, 55п/м, 61п/м, 61п/м; морских подпорных стен 110п/м, 58п/м, 176,6п/м; береговых стен - 220п/м, 220п/м; берегоукреплений откосного типа - 62,5 куб. м; укрепления откосно-ступенчатого типа - 167п/м; подводных банкет - 105п/м, 105п/м; глубоководного морского водозабора - 200п/м, глубоководного выпуска отработан. морской воды - 310п/м; отсыпки пляжа - 13.320 куб. м.
Кроме того, надлежащих доказательств наличия у заявителя правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены построенные объекты недвижимого имущества, не представлено, а представленная копия государственного акта на право пользования землей таким документом не является, так как подтверждает возникновение в 1962 году права пользования землей у иного лица - дома отдыха "Понизовка", а не заявителя.
Руководствуясь частью 1, частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что относительно сооружения площадью 10.232,7 кв. м по ул. Приморская, 10, Госкомрегистр правомерно отказал в государственной регистрации права собственности и по тому основанию, что данный объект не поставлен на государственный кадастровый учет, так как согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
По объекту КН/УН: 90-90/090-0000000002152042-000 заявителем поданы одновременно заявления о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности, в постановке на кадастровый учет заявителю решением уполномоченного лица отказано, данное решение в установленном порядке не обжаловано.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А83-16594/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.