город Калуга |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А83-21792/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 15.01.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
М.Н. Ермакова, Г.А. Стрегелевой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" ОГРН 1076652000336 ИНН 6652022791 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от заинтересованного лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь ОГРН 1149102010606 ИНН 9102007869 от третьих лиц: Закрытое акционерное общество "Аналитическая группа" Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" |
Янмин В.В. - представитель по доверенности от 11.01.2021;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А83-21792/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Республике Крым и городу Севастополю N 6/2448-19 от 17.09.2019 о возврате жалобы ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" от 10.09.2019 г. исх.N 6275; обязании УФАС по Республике Крым и городу Севастополю рассмотреть по существу жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" от 10.09.2019 г. исх.N 6275 на действия организатора закупки (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 решение суда первой инстанции отменено. Требования общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/2448-19 от 17.09.2019 о возвращении жалобы. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обязано повторно рассмотреть жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия организатора закупки от 10.09.2019 исх. N 6275.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.08.2019 года ФГУП "Крымская железная дорога" (заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0575400000119000316 о проведении открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 11.09.2019 г. в 08:00. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 12.09.2019 14:00.
16.09.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на положения конкурсной документации.
Решением Крымского УФАС России от 17.09.2019 N 06/2448-19вз жалоба возвращена заявителю без рассмотрения в связи с тем, что жалоба на положения документации о закупке поступила после истечения сроков подачи заявок (дата окончания подачи заявок - 11.09.2019 08:00, дата поступления жалобы Заявителя в антимонопольный орган - 16.09.2019).
Полагая вынесенное решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованным позицию антимонопольного органа, изложенную в оспариваемом решении.
Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся.
Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
Пунктом 3.16 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при обеспечении государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент N 727/14) также предусмотрено, что решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случаях, установленных частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе. В решении должна быть указана причина возвращения жалобы.
Судом установлено, что жалоба на положения закупочной документации, адресованная Крымскому УФАС России, сдана заявителем в отделение ФГУП "Почта России" 10.09.2019.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Следовательно, с учетом требований статьи 194 ГК РФ если жалоба подана через организацию связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.
В данном случае необоснованный отказ в рассмотрении жалобы нарушает права и законные интересы общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" как участника закупки.
В связи с чем, требования ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" о признании незаконным решения УФАС по Республике Крым и городу Севастополю N 06/2448-19 от 17.09.2019 о возврате жалобы являются законными.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с судом апелляционной инстанции о возложении на антимонопольный орган обязанности повторно рассмотреть жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" от 10.09.2019 г. исх.N 6275 на действия организатора закупки, поскольку новое рассмотрение вышеуказанной жалобы не приведет к восстановлению прав заявителя с учетом заключения заказчиком контракта на "Оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год" по результату проведенного аукциона.
Закупка по проведению обязательной аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год завершена и контракт заключен с победителем закупки ЗАО "АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА". Срок действия контракта был до 31.12.2019.
В связи с чем, суд кассационной инстанции полагает изменить в указанной части постановление суда апелляционной инстанции, в остальной части постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А83-21792/2019 изменить - исключить из резолютивной части постановления указание на обязание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю повторно рассмотреть жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия организатора закупки от 10.09.2019 исх. N 6275.
В остальной части постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А83-21792/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.16 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при обеспечении государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент N 727/14) также предусмотрено, что решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случаях, установленных частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе. В решении должна быть указана причина возвращения жалобы.
...
В силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Следовательно, с учетом требований статьи 194 ГК РФ если жалоба подана через организацию связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 января 2021 г. N Ф10-5461/20 по делу N А83-21792/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2418/20
25.05.2021 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5461/20
15.01.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5461/20
13.10.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2418/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21792/19