г.Калуга |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А84-4326/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "СЛИП" (ОГРН 1159204002275, ИНН 9201503219, проспект Генерала Острякова, д.123, кв.91, г.Севастополь, 299040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (пл.Ластовая, д.3, Севастополь, 299001) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "СЛИП" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А84-4326/2019,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Слип" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об отмене постановления Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор, административный орган) о назначении административного наказания от 26.08.2019 N 213/13/2019.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020, изменено наказание, назначенное ТСН СНТ "Слип" постановлением Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 26.08.2019 N 213/12/2019, размер административного штрафа снижен с 300 000 рублей до 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части требования товарищества отказано.
Не согласившись с решением и постановлением судов, товарищество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новое решение и прекратить производство по делу на основании части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ). Товарищество считает, что суд первой инстанции не принял во внимание и не оценил доводы о незаконности возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку послужившие поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ТСН СНТ "Слип" отчеты объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за I квартал 2019 г. по форме 3.1 противоречивы, по ним невозможно определить какое именно превышение добычи подземных вод произошло, представленные сведения не содержат достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), проверочные мероприятия в отношении данных расчетов должностным лицом Севприроднадзора не проводилось. Кроме того, товарищество считает, что судами не установлена его вина во вмененном административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу Севприроднадзор считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы товарищества основаны на неверном понимании норм материального и процессуального права, факт нарушения условий предоставленной ТСН СНТ "Слип" лицензии на право пользование недрами установлен административным органом верно на основании представленных лицензиатом сведений, с учетом корректирующей формы, о добычи подземных водных ресурсов за 1 квартал 2019 г. Доводы товарищества были предметом проверки и правовой оценки судов, не являются основанием для отмены решения и постановления.
Определениями суда округа от 12.11.2020 и от 14.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы ТСН СНТ "Слип" откладывалось. Рассмотрение кассационной жалобы состоялось в судебном заседании суда кассационной инстанции 14.01.2021 в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, ТСН СНТ "Слип" имеет лицензию на пользование недрами (серия СЕВ N 00014), выданную главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя 10.03.2016, в соответствии с которой товарищество имеет право осуществлять добычу подземных вод на участке недр Альминского месторождения для технического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов. Срок действия лицензии до 11.03.2026.
Согласно условиям пользования недрами, являющимся неотъемлемой частью лицензии, товарищество осуществляет добычу подземных вод из 4х скважин N N 5654б, 5716, 5813, 5814 (резервная); пользователю недр установлен годовой объем добычи подземных вод -18,32 тыс. куб.м, суточный - 99,6 куб.м/сут., в том числе:
- для собственных нужд - артскважина N 5654б - 3,864 тыс. м3, суточный водоотбор составляет - 21,0 м3/сут., с разбивкой по кварталам: 1 квартал - 0,00 тыс. м3, 2 квартал - 0,231 тыс. м3, 3 квартал - 1,911 тыс. м3, 4 квартал - 1,722 тыс. м3;
- артскважина N 5716 - 2,83 тыс. м3, суточный водоотбор составляет - 15,4 м3/сут., с разбивкой по кварталам: 1 квартал - 0,00 тыс. м3, 2 квартал - 0,169 тыс. м3, 3 квартал - 1,4 тыс. м3, 4 квартал - 1,26 тыс. м3;
- артскважина N 5813 - 6,84 тыс. м3, суточный водоотбор составляет - 37,2 м3/сут., с разбивкой по кварталам: 1 квартал - 0,00 тыс. м3, 2 квартал - 0,41 тыс. м3, 3 квартал - 3,38 тыс. м3, 4 квартал - 3,05 тыс. м3.
Кроме того, в соответствии с лицензией товарищество осуществляет добычу подземных вод из артскважин N 5654б и N 5716 для передачи ТСН СНТ "Незабудка", СТ "Ветерок", СТ "Швейник"; в 1 квартале добыча воды не осуществляется (0,0 тыс. куб. м).
10.04.2019 ТСН СНТ "Слип" в Севприроднадзор были предоставлены сведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за 1 квартал 2019 года из скважин NN 5654б, 5716, 5813, 5814 по форме 3.1, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, согласно которым товарищество указало, что из скважин N 5654б N 5813 было добыто подземных водных ресурсов за 1 квартал 2019 года в объеме 0,0075 тыс.м3 (из каждой скважины) при максимально разрешенной величине отбора подземных вод 0,0 тыс.м3; то есть с превышением максимально разрешенной величины отбора подземных вод в 1 квартале на 0,015 тыс. м3.
Считая, что товариществом нарушены условия лицензии на пользование недрами в части превышения объема добычи подземных вод, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Севприроднадзора в адрес товарищества направлено уведомление от 26.06.2019 о времени и месте составление протокола об административном правонарушении (07.08.2019 в 15ч.30 мин), которое было получено 01.07.2019, что подтверждено представленным отчетом об отслеживании почтового отправления.
03.07.2019 товариществом представлены корректирующие сведения по объему забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за 1 квартал 2019 г. по форме 3.1, согласно которым пользователем добыто водных ресурсов в объеме по 0,0015 тыс. м3 из каждой скважины N 5654б и 5813, что превысило максимально разрешенный объем 0,00 тыс.м3.
07.08.2019 в отсутствии законного представителя ТСН СНТ "Слип" уполномоченным должностным лицом Севприродназдора в отношении товарищества был составлен протокол об административном правонарушении N 00248/13/2019, в соответствии с которым товариществу вменено административное правонарушение за нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по добыче подземных вод.
Постановлением Севприроднадзора от 26.08.2019 N 213/13/2019 товарищество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись постановлением административного органа, ТСН СНТ "Слип" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суд первой инстанции, проверив в соответствии с положениями части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспариваемого постановления, установил, что оно принято в соответствии с полномочиями административного органа, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, состав административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, оснований для освобождения от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения не усмотрел.
Вместе с тем суд, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с основными принципами назначения административной ответственности, применив положения статьи 4.1 КоАП РФ, изменил размер назначенного административным органом наказания, снизив штраф до 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300000 до 500000 рублей.
Объективную сторону состава правонарушения составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами; субъектом административной ответственности - лицензиат.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком (участками) недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр выполнять условия, предусмотренные лицензией, одним из которых является согласованный уровень добычи подземной воды (пункт 7 части 1 статьи 12 Закона о недрах).
Судами установлено, подтверждено материалами дела, условиями выданной товариществу лицензии предусмотрен объем добычи подземных вод из трех артскважин с разбивкой объема по кварталам, как для собственных нужд, так и для нужд иных лиц (ТСН СНТ "Незабудка", СТ "Ветерок", СТ "Швейник").
Согласно условиям лицензии, в 1 квартале товарищество не осуществляет добычу подземных вод, поскольку объем по каждой из трех используемых артскважин как для собственных нужд, так и для нужд третьих лиц установлен 0,0 тыс.м3.
Пунктом 3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возложена на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Проверив представленные товариществом сведения по форме 3.1 "Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов" за 1 квартал 2019 г., Севприроднадзор установил, что как в первоначальных сведениях, так в корректирующих, представленных 03.07.2019, ТСН СНТ "Слип" сообщило об объеме добытых подземных вод из арскважин N 5654б и N 5813, тогда как условиями лицензии в 1 квартале не предусмотрена добыча ресурса.
Суды обоснованно исходили из того, что товарищество не представило доказательства пользования недрами с соблюдением условий выданной ему лицензии. Документально данный вывод кассатор при рассмотрении дела не опроверг.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исследовав и оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением законодательства в сфере недропользования, суды пришли к выводу, что административный орган правомерно усмотрел в действиях товарищества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Доводы товарищества о не проведении административным органом проверки соблюдения требований, установленных лицензией, а событие правонарушения установлено только основании представленных сведений по форме 3.1, отклоняются судом округа как несостоятельные, поскольку обязанность представления пользователем недр соответствующих сведений об объеме добычи подземных ископаемых установлена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205; несоответствие представленных сведений условиям, установленным лицензией, является достаточным поводом для возбуждения в отношении лицензиата дела об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по правилам статей 65 и 71 с учетом требований статьи 210 АПК РФ оспоренное постановление административного органа, доказательства, фактические обстоятельства настоящего дела, сочли правомерным постановление Севприроднадзора, которым установлены нарушения лицензионных требований при пользовании товариществом недрами, согласившись с наличием в его действиях события и вины во вмененном правонарушении. Избранную административным органом меру административной ответственности суд посчитал возможным изменить, снизив назначенное наказание до половины минимального размера административного штрафа, что согласуется с целями административной ответственности и принципами соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А84-4326/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.