г.Калуга |
|
4 марта 2021 г. |
Дело N А48-11762/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Водсервис Пахомовский" (302502, Орловская область, Орловский район, п. Стрелецкий, ул. Парковая, д. 5, ОГРН 1095741001146, ИНН 5720016959) - Исаков Р.Н. не допущен к участию в судебном заседании в связи с отсутствием диплома об образовании;
от заинтересованного лица: Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (302021, г. Орёл, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) - Новиков П.А., доверенность от 02.03.2020 N 12, копия диплома;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А48-11762/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водсервис Пахомовский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными предписаний Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - жилищная инспекция департамента) N N 685Ж, 688Ж от 30.08.2019, NN 750Ж, 751Ж, 754Ж от 13.09.2019, NN 772Ж, 773Ж, 774Ж от 19.09.2019, NN 833Ж, 834Ж от 07.10.2019 (уточненные требования).
Решением суда от 22.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 решение суда отменено, требования общества удовлетворены. Обжалуемые предписания признаны недействительными.
В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества не допущен к участию в судебном заседании в связи с непредставлением документа о наличии юридического образования.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Пахомовского поселения Орловского района Орловской области от 01.11.2017 N 48 единой теплоснабжающей организацией по Пахомовскому сельскому поселению определено общество (т.1 л.д.108).
Обществу был утвержден тариф на тепловую энергию на срок до 31.12.2018 приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 18.12.2017 N 465-т "О внесении изменений в приказ Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области от 24 ноября 2015 года N 1891-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Водсервис Пахомовский" потребителям".
Имущество для осуществления деятельности по оказанию услуги на поставку тепловой энергии (наружная т/трасса, т/трассы п.Стрелецкий, котельные N N 1 и 2 п.Стрелецкий) находится в пользовании общества на основании договора аренды с администрацией Пахомовского сельского поселения от 01.06.2015 (т.1 л.д.110).
28 апреля 2018 г. общество обратилось в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2019-2023 гг., но получило отказ.
Продолжая оказывать услугу по поставке тепловой энергии, общество в расчетных периодах с января 2019 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов применяло тариф в размере 2104,78 руб., установленный приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 18.12.2017 N 465-т, который действовал до 31.12.2018.
С целью проверки фактов, изложенных в обращениях собственников помещений многоквартирных домов N N 7, 8 по ул. Знаменской, NN 1, 4 по пер. Дачному, д. Волотовские дворы, NN11, 27 по ул. Парковой, N 30 по ул. Школьной, N 6 по ул. Вишневой п. Стрелецкий Орловского района Орловской области, должностными лицами жилищной инспекции департамента были проведены внеплановые проверки в отношении общества.
По результатам проверок составлены акты проверки, в которых зафиксировано, что общество в 2019 году начисляет плату за коммунальную услугу по отоплению с нарушением положений части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), пунктов 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: по тарифу, установленному на 2018 год, тариф на указанную коммунальную услугу на 2019 год для общества не утвержден.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписаний N N 685Ж, 688Ж от 30.08.2019, NN 750Ж, 751Ж, 754Ж от 13.09.2019, NN 772Ж, 773Ж, 774Ж от 19.09.2019, NN 833Ж, 834Ж от 07.10.2019, которыми обществу предложено в установленные в предписаниях сроки осуществить сторнирование начисленной обратившимся в департамент собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов суммы за коммунальную услугу по отоплению с "января 2019 г." по настоящее время в связи с применением не утвержденного тарифа на тепловую энергию, не производить начисления за данную коммунальную услугу до момента установления тарифа на тепловую энергию Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области для общества. Предписаниями NN 833Ж, 834Ж от 07.10.2019 общество обязывалось и осуществить возврат денежных средств, полученных за коммунальную услугу - отопление с 01.01.2019.
Полагая, что предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что так как в силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а тариф на тепловую энергию на 2019 год для общества не установлен, общество не вправе рассчитывать плату за потребленный в 2019 году ресурс по тарифу на 2018 год и выставлять потребителям этой коммунальной услуги квитанции.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования общества, апелляционный суд руководствовался положениями статей 153, 154 ЖК РФ, согласно которым граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 153, 154 ЖК РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя и плату за тепловую энергию.
Полное освобождение потребителей коммунальной услуги от её оплаты законом не предусмотрено.
В силу части 1, части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ; размер платы за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Пунктом 38 Правил N 354 также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на тепловую энергию на 2019 год для общества не утвержден.
Апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которым по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а также - пункта 3 статьи 424 ГК РФ, согласно которому когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, пришел к выводу, что отсутствие в спорном периоде утвержденного регулирующим органом тарифа на тепловую энергию не освобождает потребителя этой услуги от исполнения обязательства по оплате принятого ресурса. Кроме того, суд сослался на непредставление жилищной инспекцией доказательств, что тариф на тепловую энергию на 2019 год должен быть ниже утвержденного на 2018 год тарифа.
Более того, из имеющихся в материалах дела обращениях граждан следует, что они жалуются не на расчет платы за тепловую энергию при отсутствии утвержденного на 2019 год тарифа, а на то, что им выставляется плата за отопление в то время как в их жилом помещении установлено индивидуальное газовое отопление (т.2 л.д.95-99).
Так как предписание, исходящее от государственного органа, должно содержать законные требования, а требование об обнулении платы за коммунальную услугу и о неначислении этой платы в дальнейшем в связи с не утверждением тарифа на 2019 год, несмотря на получение потребителем этой коммунальной услуги, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемые предписания недействительными.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А48-11762/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.