г. Калуга |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А84-906/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании от истца: некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
от ответчика: города федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от третьего лица: Правительства Севастополя
Департамента капитального строительства города Севастополя
Департамента финансов города Севастополя |
Шульгиной А.Н. Нарусова М.М. Серокуровой У.В.
Давыдовым А.Д.
представитель Рошульская Т.П. (дов. N 41 от 30.12.2020, диплом);
представитель Лахин Д.Н. (дов. N 5 от 11.01.2021, диплом);
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А84-906/2020,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя к городу федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, ответчик, заявитель) с иском о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016 - 2017 годы в размере 4711,20 руб., в том числе: задолженность за 2016 год в размере 1177,80 руб., за 2017 год в размере 3533,40 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 иск удовлетворен в части взыскания задолженности по внесению платы за капитальный ремонт в размере 3533,40 руб. В удовлетворении остальной части оказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 вышеуказанное решение отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по внесению платы за капитальный ремонт за 2016 год в размере 1177,80 руб. В указанной части иск удовлетворен.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу вышеуказанных решения и постановления, ответчик обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неверное исчисление судами срока исковой давности по заявленным требованиям, считает себя ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Фонд создан на основании статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС) и является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте организации.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Севастополя, регулирующие проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя" многоквартирный дом N 10 по адресу: город Севастополь, ул. Ленина, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Данное постановление вступило в действие с 01.01.2016.
Жилое помещение (двухкомнатная квартира), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, д. 10, кв. 7, общей площадью 47,8 кв. м, на основании распоряжения Департамента от 02.10.2017 N 13028-РДИ включено в поименованный реестр (выписка из реестра собственности города Севастополя от 13.03.2020 N 000915).
Поскольку ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт в период с 2016 по 2017 года не исполнил, за ним образовалась задолженность.
В адрес Департамента 17.10.2019 направлено требование об уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылаясь на то, что ответчиком задолженность не погашена, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 ГК РФ).
Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", принятого Законодательным Собранием города Севастополя 22.07.2014 (далее - Закон N 56-ЗС) от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, утверждено положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В пункте 3.2 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 56-ЗС объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя, следовательно, наличие таких сведений свидетельствует о наличии данного права у названного субъекта.
Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от 13.03.2020 N 000915 жилое помещение (двухкомнатная квартира), на основании распоряжения ДИЗО от 02.10.2017 N 13028-РДИ включено в поименованный реестр.
Таким образом, права собственника имущества города Севастополя, осуществляет ответчик, в связи с этим, доводы кассатора о том, что он является ненадлежащим ответчиком противоречат положениям статьи 214 ГК РФ, статье 3 Закон N 56-ЗС, а также пунктам 1.1, 3.2, 4.2 Положения о ДИЗО города Севастополя.
В силу ст. 9, 65 АПК РФ Департамент не представил доказательств того, что в спорный период имущество принадлежало на титульном праве собственности иному субъекту.
Как верно отметили суды, регистрация права собственности в предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке на недвижимое имущество зависит исключительно от волеизъявления ответчика, ввиду чего отсутствие такой регистрации, тем более при наличии доказательств включения объекта в Реестр собственности города Севастополя, не доказывает принадлежности спорного имущества иному лицу.
Обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрена положениями части 1 статьи 154 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Также, в силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника. Исключение из этого правила должно быть специально установлено законом или договором.
Однако ГК РФ и ЖК РФ не содержат норм об исключении данного правила для собственников имущества- субъектов Российской Федерации либо возложении такой обязанности на иных лиц.
В силу пункта 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 118-ЗС обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 5 постановления Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП многоквартирный дом N 10 по ул. Ленина в г. Севастополе включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, а данное постановление вступило в силу с 01.01.2016.
Следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.09.2016.
Как следует из материалов дела, на 2016 год лимиты бюджетных обязательств на оплату взносов на капитальный ремонт по жилому помещению площадью 47,8 кв.м не предусмотрены Законом города Севастополя от 29.12.2015 N 228-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2016 года" в связи с тем, что соответствующие предложения не направлены в департамент финансов. В 2017 году оплата взносов на капитальный ремонт в отношении спорного помещения не производилась, в 2018 году такие взносы перечислены в сумме 3533 руб. 40 коп., в 2019 году - в размере 3711 руб. 24 коп.
Постановлениями Правительства Севастополя от 07.10.2015 N 924-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, на 2016 год", от 28.12.2016 N 1275-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, на 2017 год" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, на 2016-2017 годы установлен в размере 6,16 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Таким образом, в 2016 году ответчику надлежало перечислить 1177 руб. 80 коп. (6,16 х 47,8 кв.м х 4 месяца), в 2017 году - 3533 руб. 40 коп. (6,16 х 47,8 кв.м х 12 месяцев) в счёт оплаты взносов на капитальный ремонт в отношении исследуемого объекта.
Тем самым общая сумма задолженности ДИЗО составила 4 711 руб. 20 коп.
Согласно сведениям о недвижимом имуществе включенных в реестр собственности города Севастополя по состоянию на 01.09.2016 информации о спорном жилом помещении не имелось (письмо Департамента от 22.09.2016 N 05-Исх/11870/2016).
Сведения о правообладателе квартиры были получены истцом только в 2018 году из письма N 25803/05-05-21/18 от 02.10.2018, в котором Департамент направил в адрес Фонда для подписания договоры о формировании фонда капитального ремонта на 2018 год с приложением списка жилых помещений, принадлежащих городу: номер квартиры в списке - 2282.
Суд апелляционной инстанции предлагал Департаменту представить пояснения по соответствующим доводам истца и предоставить доказательства направления информации о правообладателе по квартире в адрес Фонда ранее даты письма N 25803/05-05-21/18 от 02.10.2018.
Однако указанные предложения суда Департаментом не были выполнены.
Исходя из изложенного, надлежащий ответчик, являющийся собственником квартиры, мог быть установлен Истцом не ранее названной даты получения письма.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства того, что указанные сведения были предоставлены истцу ранее 2018 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента наличие таких доказательств также не подтвердил.
Таким образом, учитывая дату подачи искового заявления (14.01.2020), апелляционный суд сделал верный вывод о том, что исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного судами правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности как 2016 год, так и за 2017 год в совокупном размере 4 711 руб. 20 коп.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и сводятся к иной, чем у судов, трактовке обстоятельств и норм права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, а суд кассационной инстанции не вправе осуществлять названные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной нормами ст. 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривался, поскольку заявитель в силу положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А84-906/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Шульгина |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.