г.Калуга |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А48-13173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Леоновой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи при участии в заседании: |
Ковтуновой И.Б. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (302028, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, пом. 13, ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905) - Федяев В.С., доверенность от 12.10.2018, копия диплома, Болдырев А.И., доверенность от 01.11.2019, копия диплома;
от заинтересованного лица: Департамента здравоохранения Орловской области (302021, г. Орел, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) -Михалин Д.А., доверенность от 11.01.2021 N 4-2/11, копия диплома, Постовой Т.Ю., доверенность от 04.06.2020 N 4-2/1259, копия диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А48-13173/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным уведомления Департамента здравоохранения Орловской области (далее - департамент) от 04.09.2019 N 62-01-21/1613 "Об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности" и об обязании департамента переоформить выданную обществу лицензию, включив в приложение к лицензии следующие работы (услуги): при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Решением суда от 05.03.2020 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Определениями суда кассационной инстанции от 19.01.2021 и 16.02.2021 рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители департамента поддержали доводы возражений на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию N ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 на осуществление медицинской деятельности. Согласно Приложению N 1 к лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии;
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии (т.1 л.д.54).
7 августа 2019 г. общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении вышеуказанной лицензии путем включения в неё работы (услуги) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), представив соответствующий пакет документов.
На основании приказа руководителя департамента от 07.08.2019 N 547 должностными лицами департамента была проведена выездная проверка, в ходе которой выявлено отсутствие у общества как соискателя лицензии помещений малой операционной (манипуляционной), дневного стационара и/или стационара (с оборудованием), что необходимо в соответствии с пунктами 108, 109 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий"), утвержденного Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н (далее - Порядок N 572н), отсутствие заключенных трудовых договоров с таким специалистом, имеющим медицинское образование, как врач анестезиолог-реаниматолог, что необходимо в соответствии с пунктом 123 Порядка N 572н.
О результатах проверки 04.09.2019 составлен акт проверки.
На основании акта проверки 04.09.2019 руководителем департамента издан приказ N 606, которым предписано отказать обществу в переоформлении лицензии в связи с нарушением лицензиатом подпунктов "а", "б", "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291) - т.1 л.д. 106.
Уведомлением от 04.09.2019 N 62-01-21/1613 департамент сообщил обществу, что приказом руководителя департамента от 04.09.2019 N 606 обществу отказано в переоформлении лицензии и включении в нее требуемого обществом дополнительного вида работы (услуги). Причины отказа: несоблюдение положений подпунктов "а" (отсутствие малой операционной, помещения дневного стационара и/или стационара), "б" (отсутствие необходимого оборудования при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности), "д" (отсутствие в штате врача анестезиолога-реаниматолога) пункта 4 Положения N 291 (т.1 л.д.13).
Полагая, что отказ департамента в переоформлении лицензии является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу, что оказание услуг по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях требует наличия малой операционной (с оборудованием) и штатной единицы врача анестезиолога-реаниматолога, а согласно акту проверки от 04.09.2019 этого в клинике нет, суд первой инстанции признал отказ департамента законным и оставил без удовлетворения заявление общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5.13 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 399, департамент осуществляет лицензирование (в том числе переоформление лицензий) медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
В силу частей 1, 9, 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; переоформление лицензии в таком случае осуществляется лицензирующим органом после проведения проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
По результатам проведения проверки департамент пришел к выводу о несоответствии общества лицензионным требованиям для выполнения работ (услуг) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), в связи с чем был издан приказ от 04.09.2019 об отказе в переоформлении лицензии.
Обжалуя в суд отказ в переоформлении лицензии, общество ссылалось на то, что осуществление деятельности по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях не требует наличия помещений малой операционной и (или) дневного стационара, а тем более стационара, а также наличие в штате единицы врача реаниматолога-анестезиолога, так как при искусственном прерывании беременности в амбулаторных условиях проводятся только консультации пациента и назначается лекарственный препарат, в амбулаторных условиях хирургическое вмешательство не допускается.
Суды, руководствуясь положениями статей 12, 14 Закона о лицензировании, статей 2, 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением N 291, Требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденными Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, пришли к выводу о наличии у департамента правовых оснований для отказа в переоформлении лицензии и внесения в нее дополнительного вида работы (услуги) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Кроме того, общество 03.12.2018 обращалось в департамент с заявлением о предоставлении лицензии на выполнение работ (услуг) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), а 21.05.2019 обращалось в департамент с заявлением о переоформлении лицензии и включении в неё работ (услуг) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Департаментом было отказано в выдаче и переоформлении лицензии и во внесении в неё спорного вида работ (услуг).
Отказ департамента в обоих случаях оспорен обществом в арбитражном суде. Решениями Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по делу N А48-4944/2019 и от 11.12.2019 по делу N А48-10137/2019 отказы департамента признаны законными, требования общества оставлены без удовлетворения.
Данные судебные акты вступили в законную силу. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2020 N 310-ЭС20-13123 обществу отказано в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу N А48-4944/2019 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Так как законность отказа департамента в выдаче (переоформлении) лицензии на такой вид работ (услуг) как оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) подтверждена судебными актами по вышеназванным делам и поддержана Определением Верховного Суда РФ, обращение общества с новым аналогичным заявлением в департамент при наличии тех же обстоятельств, а затем - с заявлением об обжаловании отказа департамента в арбитражный суд направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов по ранее рассмотренным делам.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А48-13173/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В.Бесонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь положениями статей 12, 14 Закона о лицензировании, статей 2, 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением N 291, Требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденными Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, пришли к выводу о наличии у департамента правовых оснований для отказа в переоформлении лицензии и внесения в нее дополнительного вида работы (услуги) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
...
Отказ департамента в обоих случаях оспорен обществом в арбитражном суде. Решениями Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по делу N А48-4944/2019 и от 11.12.2019 по делу N А48-10137/2019 отказы департамента признаны законными, требования общества оставлены без удовлетворения.
Данные судебные акты вступили в законную силу. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2020 N 310-ЭС20-13123 обществу отказано в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу N А48-4944/2019 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 марта 2021 г. N Ф10-5603/20 по делу N А48-13173/2019