город Калуга |
|
6 апреля 2021 г. |
Дело N А08-492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Крыжской Л.А., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЕВРОЛОГИСТИК" (ИНН 3102635767, ОГРН 1143130002080) - Лемешик В.Ю. представителя по доверенности от 14.01.2020, Хобот А.В. по доверенности от 16.11.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области (ИНН 3114011097, ОГРН 1163123092604): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр ЖКУ "Грайворонский" (ИНН 3108007857, ОГРН 1123116000457): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А08-492/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области (далее - ООО "ЦЭБ") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРОЛОГИСТИК" (далее - ООО "ЕВРОЛОГИСТИК") о взыскании убытков в размере 250 000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовало общество с ограниченной ответственностью "Центр ЖКУ "Грайворонский".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЦЭБ" просит состоявшиеся по делу судебные акты, как не соответствующие закону, отменить.
При рассмотрении дела судом округа представители ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" по доводам кассационной жалобы возражали.
Представители иных участников процесса, извещенных о слушании дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрению кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, выслушав участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЦЭБ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Белгородской области с 01.01.2019 и осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Судами установлено, что 12.12.2018 между ООО "ЦЭК" (региональный оператор) и ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" (исполнитель) на срок до 31.12.2022 был заключен договор N 2018.115696 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях Ивнянского, Краснояружского, Ракитянского, Борисовского, Грайворонского, Прохоровского муниципальных районов Белгородской области из мест их накопления в места приема и размещения в границах территории оказания услуг (пункты 1.1, 2.1).
По условиям этого договора исполнитель принял на себя обязанность оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в местах их накопления в границах территории оказания услуг (в соответствии с приложением N 2 к договору и результатами инвентаризации по п. 5.1.2 договора) и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а региональный оператор обязался принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что погрузка и транспортирование ТКО из мест их накопления осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988) (далее - СанПин 42-128-4690-88), а также в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 4.3 договора периодичность вывоза ТКО определяется графиком вывоза ТКО, являющимся неотъемлемым приложением к договору.
Периодичность и время вывоза ТКО, количество вывозимых контейнеров могут быть изменены по соглашению сторон путем внесения изменений в график вывоза ТКО (пункт 4.4).
Пунктом 4.5 договора установлено, что изменение количества вывозимых контейнеров производится в обязательном порядке по предложению одной из сторон договора при установлении факта несоответствия количества установленных контейнеров на контейнерной площадке фактическому объему образующихся ТКО (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), либо при внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами либо в реестр контейнерных площадок, ведение которого осуществляется органом местного самоуправления, путем внесения изменений в график вывоза.
В силу пункта 8.1 договора стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по договору, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением от 01.08.2019 Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении N 8/063/22/2019 ООО "ЦЭБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб. В счет административного штрафа ООО "ЦЭБ" перечислило 18.10.2019 по платежному поручению N 8557 денежные средства в размере 250 000 руб.
ООО "ЦЭБ", ссылаясь на то, что его привлечение к административной ответственности постановлением от 01.08.2019 было обусловлено неисполнением ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" условий договора от 12.12.2018 N 2018.115696, указывая, что последнее не удовлетворило добровольно претензию от 01.11.2019 об уплате суммы в размере 250 000 руб., обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 15, 309, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, принимая во внимание содержание СанПин 42-128-4690-88 (действовавшего на момент спорных правоотношений), а также разъяснения, включенные в пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", верно исходили из того, что ООО ""ЕВРОЛОГИСТИК" представлены доказательства - путевые листы, свидетельствующие о соблюдении договорных условий о периодичности вывоза ТКО, а ООО "ЦЭБ", при отсутствии утвержденного сторонами графика вывоза ТКО, не были опровергнуты обоснованные доводы ответчика о соблюдении им требований СанПин 42-128-4690-88. Разрешая спор, суды также верно исходили из того, что сам по себе факт наличия ТКО на контейнерных площадках, выявленный при проверке со стороны административного органа, при том, что ответчиком соблюдались требования СанПин 42-128-4690-88, свидетельствует не о вине последнего в неисполнении договорных обязательств, а о недостаточном количестве контейнеров для размещения ТКО, за что ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" не отвечает.
Доводы со стороны ООО "ЦЭК", повторенные и в кассационной жалобе, приведенные в обоснование позиции истца, а именно: о необходимости учитывать при разрешении дела данные телеметрии (GPS-навигации), а также учитывать при оценке доказательств ответчика расхождение в сведениях о транспортном средстве, осуществлявшем вывоз ТКО в с. Головчино Грайворонского района по путевым листам и по актам выполненных работ по транспортированию ТКО на территории Грайворонского района за июнь 2019 года, а также и доводы о невключение в единый тариф на услугу регионального оператора ООО "ЦЭК" в 2019 году расходов на приобретение контейнеров, бункеров, пакетов или других емкостей для накопления ТКО, правильно по изложенным в судебных актах мотивам не признаны состоятельными.
Оснований для переоценки доказательств и для формулирования с учетом этого иных выводов об обстоятельств дела, о чем, по сути, ставится вопрос в кассационной жалобе, у суда округа не имеется. Обстоятельства дела судами установлены полно и правильно при соблюдении требований статьи 71 АПК РФ.
Суд округа также при рассмотрении кассационной жалобы исходит и из того, что приводимые в ней доводы не учитывают специфику спорных правоотношений.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и ООО "ЦЭБ" 01.06.2018 было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Белгородской области, предусматривающее, что ООО "ЦЭБ", как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, зоной деятельности которого является вся территория Белгородской области, обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории его деятельности в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами и Региональной программой по обращению с ТКО (пункты 1.1, 1.3).
В данном случае именно со стороны ООО "ЦЭБ", как регионального оператора, не было обеспечено исполнение его обязанностей по вывозу ТКО с контейнерных площадок на территории населенных пунктов Грайворонского городского округа, что установлено в рамках производства по делу об административном правонарушении N 8/063/22/2019. Это общество не подлежало освобождению от исполнения названных обязанностей и ответственности за неисполнение этих обязанностей только по мотиву того, что им были заключены договоры с иной организацией, поэтому при установлении перечисленных в постановлении административного органа по делу об административном правонарушении от 01.08.2019 фактов, свидетельствующих о невывозе ТКО с контейнерных площадок на территории населенных пунктов Грайворонского городского округа, для данного общества наступила ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Выполнение вышеназванных обязанностей направлено, в числе прочего на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, что следует из преамбулы Закона N 89-ФЗ. Соответственно, требование ООО "ЦЭБ" о взыскании с ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" 250 000 руб. как убытков за неисполнение договорных условий в размере суммы, уплаченной ранее ООО "ЦЭБ" в качестве обоснованно примененного к ООО "ЦЭБ" административного штрафа за установленные в постановлении административного органа от 01.08.2019 виновные противоправные действия последнего, правильно было оставлено судами без удовлетворения.
Кассационная жалоба, основанная на переоценке доказательств и ошибочном толковании нормативных положений, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А08-492/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и ООО "ЦЭБ" 01.06.2018 было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Белгородской области, предусматривающее, что ООО "ЦЭБ", как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, зоной деятельности которого является вся территория Белгородской области, обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории его деятельности в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами и Региональной программой по обращению с ТКО (пункты 1.1, 1.3).
В данном случае именно со стороны ООО "ЦЭБ", как регионального оператора, не было обеспечено исполнение его обязанностей по вывозу ТКО с контейнерных площадок на территории населенных пунктов Грайворонского городского округа, что установлено в рамках производства по делу об административном правонарушении N 8/063/22/2019. Это общество не подлежало освобождению от исполнения названных обязанностей и ответственности за неисполнение этих обязанностей только по мотиву того, что им были заключены договоры с иной организацией, поэтому при установлении перечисленных в постановлении административного органа по делу об административном правонарушении от 01.08.2019 фактов, свидетельствующих о невывозе ТКО с контейнерных площадок на территории населенных пунктов Грайворонского городского округа, для данного общества наступила ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Выполнение вышеназванных обязанностей направлено, в числе прочего на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, что следует из преамбулы Закона N 89-ФЗ. Соответственно, требование ООО "ЦЭБ" о взыскании с ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" 250 000 руб. как убытков за неисполнение договорных условий в размере суммы, уплаченной ранее ООО "ЦЭБ" в качестве обоснованно примененного к ООО "ЦЭБ" административного штрафа за установленные в постановлении административного органа от 01.08.2019 виновные противоправные действия последнего, правильно было оставлено судами без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 апреля 2021 г. N Ф10-748/21 по делу N А08-492/2020