город Калуга |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А83-20807/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 31.05.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Е.В. Бессоновой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
М.Н. Ермакова
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от истца: Министерство сельского хозяйства Республики Крым ОГРН 1147746335527 ИНН 7707830048 |
Кортышев В.Г. - представитель по доверенности от 17.12.2020; |
от ответчика: Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмиль Бекирович ОГРН 1149102010606 ИНН 9102007869
от третьего лица: Служба финансового надзора Республики Крым |
Кийко Е.И. - представитель по доверенности от 25.01.2021;
не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А83-20807/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гемидже Эмилю Бекировичу (далее - ИП Глава К(Ф)Х Гемидже Э.Б., предприниматель) о взыскании суммы субсидии в размере 3 000 000,00 руб. по Соглашению от 25.04.2017 N 141-СЖФ и расторжении Соглашения от 25.04.2017 N 141-СЖФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2020 в удовлетворении искового заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 25.04.2017 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым (Министерство) и Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. (Получатель) заключено Соглашение N 141-СЖФ об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства - получателя гранта в форме субсидии на развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х на территории Республики Крым сроком на 5 лет (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением ИП Главе К(Ф)Х Гемидже Э.Б. выдан грант в размере 3 000 000,00 руб. (далее - грант).
Грант предоставлен Министерством в соответствии с Порядком, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 "О вопросах предоставления грантов в форме субсидий на реализацию мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы" (далее - Порядок).
В случае нарушения Получателем условий Соглашения и требований Порядка, полученный грант подлежит возврату в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым (пункт 4 раздела 4 Соглашения).
Сумма гранта в размере 3 000 000,00 руб. перечислена Министерством ИП Главе К(Ф)Х Гемидже Э.Б. платежным поручением от 22.06.2017 N 385612.
На основании Плана мероприятий на 2019 года, утвержденного Службой финансового надзора Республики Крым от 29.12.2018 N 489, от 26.03.2019 N 103 "О проведении плановой проверки крестьянского (фермерского) хозяйства", рабочей группой Службы проведена плановая проверка расходования средств бюджета в рамках реализации программы развития сельского хозяйства, по результатам которой составлен акт N 09.1-04/10 от 11.06.2019 (далее - акт проверки N 09.1-04/10).
Актом проверки N 09.1-04/10 установлено, что на момент подачи заявки на участие в отборе по предоставлению грантов в форме субсидий Гемидже Э.Б. являлся директором ООО "Эмиль", что не соответствует критериям, предусмотренным п. 1.6.18 Порядка, и заявка не содержит письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит, т.е. не соответствует требованиям пп. 3.1.11 п. 3.1 раздела 3 Порядка.
На основании вышеуказанного акта выдано представление от 18.07.2019 N 09.01-14/892, согласно которого Министерству необходимо взыскать с К(Ф)Х Гемидже Э.Б. предоставленный грант в сумме 3 000 000 руб.
О необходимости возврата гранта, в адрес предпринимателя Министерством направлено требование от 13.09.2019 N 345-МФ, которое им получено 17.09.2019.
В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований в добровольном порядке Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.6.18 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на реализацию мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 16.03.2017 N 125) (далее - Порядок) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование в Республике Крым по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное КФХ является единственным местом трудоустройства заявителя.
В соответствии с пунктом 3.1.11 Порядка при подаче документов, необходимых для предоставления грантов, заявитель должен представить письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит (предоставляются в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается привлечение заемных средств (30%)).
Обращаясь с заявленным иском Министерство заявило требование о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта, в дальнейшем уточнив заявление об изменении оснований иска, а именно просил не учитывать пп. 1.6.18 Порядка как основание иска.
Отклоняя довод Министерства о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не рассмотрев заявление об уточнении заявленных требований, суд обоснованно указал, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику; изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику, вместе с тем, первоначальное, и уточненное требование Министерства основано на одних и тех же фактических обстоятельствах, а именно на факте получения ИП Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. гранта с нарушениями при подаче заявки. Следовательно, уточнив заявленное требование, Министерство не изменило его основание, а лишь исключило одно из оснований.
Довод заявителя жалобы о том, что ИП Главой К(Ф)Х Гемидже Э.Б. при подаче заявки на участие в отборе по предоставлению грантов в форме субсидий нарушен пункт 3.1.11 Порядка, несостоятелен, поскольку, материалами дела подтверждается, что Ответчик представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным порядком подтверждающие документы и оснований для отказа в предоставлении гранта, после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были. Отсутствие в описи документов, прилагаемых к заявке, письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта предоставить ему кредит, не представляется возможным расценивать в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении Гемидже Э.Б. пункта 3.1.11 Порядка. Кроме того, предпринимателем в материалы дела представлена справка АО "Банк ЧБРР" о готовности банка рассмотреть заявку на получение Гемидже Э.Б. кредита, датированная 10.04.2017.
Решение комиссии о выделении гранта в установленном порядке недействительным признано не было. Результаты конкурса не аннулированы. При этом, сведения на сайте http://egrul.nalog.ru. являются открытыми.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А83-20807/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
...
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2021 г. N Ф10-1769/21 по делу N А83-20807/2019