г. Калуга |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А83-13974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Петро-Хэхуа" (ОГРН 1057748084965, г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 22, эт.19, пом. XLI, ком.1-10, 27,28, 32-34) |
Калашниковой Т.В. - представителя (доверен. от 31.12.2020 N 2/21) |
от ИФНС России по г. Симферополю (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Матэ Залки, д. 1/9 |
Наумох И.Ю. - представителя (доверен. от 04.12.2020 N 06-14/34923) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петро-Хэхуа" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А83-13974/2020,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Петро-Хэхуа" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о назначении административного наказания от 30.07.2020 N N 91022019605008000004, 91022019607736400004, 91022019609017300004, 91022019608017500004, 91022019603069400004, 91022019606090300004, 91022019605097800004, 91022019609126000004, 91022019608153100004, 91022019605203600004, 91022019605363800004, 91022019604375800004, 91022019609419100004, 91022019605436100004, 91022019605479200004, 91022019604494500004, 91022019609566100004, 91022019605586100004, 91022019604619400004, 91022019608647500004, 91022019605747400004, 91022019604823900004, 91022019605841100004, 91022019605864200004, 91022019606871000004, 91022019608871300004, 91022019607873300004, 91022019604907800004, 91022019605944400004.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Петро-Хэхуа" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю проверки соблюдения требований валютного законодательства ООО "Петро-Хэхуа" было установлено, что за период с 20.07.2018 по 18.10.2019 в нарушении требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" общество из кассы выплатило заработную плату наличными денежными средствами работникам - нерезидентам Российской Федерации, в общей сумме 24702661 руб. 80 коп.
По результатам проверки составлены акт проверки, протоколы об административном правонарушении, и 30.07.2020 инспекцией приняты постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, с применением наказания в виде административного штрафа в общей сумме 18526996 руб. 30 коп.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Данной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Факты выплаты нерезидентам - иностранным гражданам заработной платы в наличной валюте Российской Федерации на сумму 24702661 руб. 80 коп., минуя счета в уполномоченных банках, установлены судами, подтверждены материалами дела и оспариваются обществом.
При этом то обстоятельство, что помимо протоколов об административном правонарушении по результатам проверки соблюдения обществом требований валютного законодательства налоговым органом был составлен и акт проверки не опровергает установленные факты вменяемого заявителю правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, равно и доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения требований валютного законодательства, обществом не представлено.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", суды пришли к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, мотивированные отсутствием у него возможности выплачивать заработную плату иностранным гражданам по причине отсутствия у них счетов в банках, о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, заявлялись ранее в ходе судебного разбирательства и получили надлежащую правовую оценку.
Довод заявителя о том, что суды не проверили полномочия лица, подписавшего оспариваемые постановления - заместителя начальника инспекции Абдураманова С.-А.Л., отклоняются на основании положений статьи 23.60 КоАП РФ, в силу которых заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что налоговым органом при вынесении постановлений об административном правонарушении не были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ опровергается приобщенными к материалам дела оспариваемыми постановлениями, в которых прямо указано на то, что инспекция руководствовалась, в том числе, и данной нормой права, назначив наказание в виде административного штрафа в размере минимальной величины санкции, предусмотренной в ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, в том числе соблюдение административным органом процедуры привлечения к ответственности, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А83-13974/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, мотивированные отсутствием у него возможности выплачивать заработную плату иностранным гражданам по причине отсутствия у них счетов в банках, о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, заявлялись ранее в ходе судебного разбирательства и получили надлежащую правовую оценку.
Довод заявителя о том, что суды не проверили полномочия лица, подписавшего оспариваемые постановления - заместителя начальника инспекции Абдураманова С.-А.Л., отклоняются на основании положений статьи 23.60 КоАП РФ, в силу которых заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что налоговым органом при вынесении постановлений об административном правонарушении не были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ опровергается приобщенными к материалам дела оспариваемыми постановлениями, в которых прямо указано на то, что инспекция руководствовалась, в том числе, и данной нормой права, назначив наказание в виде административного штрафа в размере минимальной величины санкции, предусмотренной в ч.1 ст.15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2021 г. N Ф10-2198/21 по делу N А83-13974/2020