г. Калуга |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А48-6405/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Солодовой Л.В., Сорокиной И.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Салтыковой С.Н. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ИП Кадыров А.Р. |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика - Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительых программ Орловской области |
Афонина С.В. (дов от 09.06.2021); |
от третьего лица - Департамент финансов Орловской области от третьего лица - Администрация города Орла |
Полянцева И.Г. (дов. N 18 от 03.11.2020)
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кадырова Алексея Рифовича на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А48-6405/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кадыров Алексей Рифович (далее - истец, ИП Кадыров А.Р., ИНН 575207469854) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - ответчик, Департамент, ОГРН 1095753001695, ИНН 5753012290) о взыскании 1 351 512 руб. 88 коп. убытков в виде недополученных доходов в связи с осуществлением с 01.08.2017 по 31.12.2017 перевозок пассажиров по регулируемым транспортным маршрутам с предоставлением права льготного проезда пассажирам на условиях Единого социального проездного билета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация г. Орла, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 оставлено без изменени.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А48-6405/2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает на неполучение им доходов, которые могли бы быть получены за осуществление перевозок по льготным социальным проездным билетам при оплате ответчиком проезда, исходя из тарифа на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам - 16 руб.
По мнению заявителя, суды необоснованно применили Порядок предоствления субсидий в 2017 году, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 27.03.2017 N 112.
Заявитель также указывает на нарушение судами единообразия судебной практики и ссылается на судебные акты по делу N А84-2526/2018.
02.07.2021 в Арбитражный суд Центрального округа поступил отзыв Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, в котором ответчик инфорирует о состоявшемся переименовании в Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 03.06.2021 внесена соответствующая запись.
В судебном заседании окружного суда представитель ответчика возражал на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, а также подтвердил переименование ответчика.
Представитель третьего лица (Департамента финансов Орловской области) также возражал на доводы кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
ИП Кадыров А.Р. и Администрация города Орла, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.08.2016 между ИП Кадыровым А.Р. (перевозчик-31) и АО "РИЦ Орловской области" (оператор) был заключен договор о взаимодействии оператора и перевозчика при обслуживании в транспортной системе проездных билетов "для организаций", по условиям которого оператор обязался по поручению перевозчика за вознаграждение совершить от своего имени и за счет перевозчиков юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов "для организаций".
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2016; срок действия договора считается автоматически пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не уведомит другую об отказе от договора за 30 дней до даты прекращения его действия (п. 6.1 договора от 01.08.2016).
Между ИП Кадыровым А.Р. (перевозчик) и Департаментом был заключен договор от 07.04.2017 N 28-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В силу раздела 1 договора предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии в целях возмещения Департаментом перевозчику расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - субсидии), на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15.11.2012 N 422 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
Согласно п. 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в разделе I договора.
В соответствии с п. 4.1.2 договора Департамент обязался производить расчет суммы выплат перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с порядком по установленной формуле: Ki = (А/12) х (РП1/РО), где Ki - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном транспорт; А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета; РПi - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на маршруте перевозки; РО - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении за отчетный период.
Договор вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2017, условия договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2017 (п. 6.5 договора).
14.04.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за январь - март 2017 года в размере 74 684 руб.
23.05.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за апрель 2017 года в размере 25 583 руб.
19.06.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 3 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за май 2017 года в размере 76 395 руб.
18.07.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 4 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за июнь 2017 года в размере 86 121 руб.
15.08.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 5 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за июль 2017 года в размере 89 390 руб.
20.09.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 6 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за август 2017 года в размере 95 594 руб.
24.10.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 7 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за сентябрь 2017 года в размере 93 330 руб.
27.11.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 8 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за октябрь 2017 года в размере 90 366 руб.
25.12.2017 между Департаментом и ИП Кадыровым А.Р. было заключено дополнительное соглашение N 9 к договору, согласно которому были внесены изменения в п. 2.1 договора, которым перевозчику предоставлена субсидия, в том числе за ноябрь 2017 года в размере 85 119 руб. 00 коп., за декабрь 2017 года в размере 70 019 руб.
В целях возмещения расходов перевозчикам ответчиком были изданы приказы "О предоставлении субсидий за январь - март 2017 года за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан" за период с января по декабрь 2017 года с приложением сводного расчета суммы выплат перевозчикам на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан и помесячной информацией о реализации единых социальных проездных билетов за указанный период (т. 2 л.д. 45-105).
Выплата ответчиком в пользу истца субсидий в целях возмещения расходов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан в полном объеме подтверждается платежными поручениями на общую сумму 786 601 руб. (т. 2 л.д. 106-114), из них за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в сумме 523 818 руб.
Как указал истец, выплаченной суммы субсидии недостаточно для компенсации недополученных доходов по перевозке по единому социальному проездному билету в полном объеме; выпадающие доходы рассчитаны путем умножения количества перевезенных за период пассажиров на размер провозной платы за минусом выручки и предоставленных истцу субсидий из бюджета, в связи с чем, сумма недополученных доходов составила - 1 351 512 руб. 88 коп. (перевезено пассажиров по ЕСПБ с августа по декабрь 2017 года - 189 038 чел., действующий тариф - 16 руб. (189 038 чел.*16 руб.) - (выручка 1 149 277 руб. 12 коп.) - (финансирование 523 818 руб.).
По мнению истца, произведенный расчет подтверждает, что истцом недополучено доходов в размере 1 351 512 руб. 88 коп., которые могли быть получены, если бы стоимость проезда льготных категорий граждан составляла 16 руб., количество перевезенных по единому социальному проездному билету подтверждается отчетами АО "РИЦ". Размер доходов подтверждается сводными отчетами оператора по договору присоединения перевозчика.
Полагая, что денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанного договора, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке по единому социальному проездному билету, истец направил в адрес ответчика претензию от 17.12.2019 N б/н с просьбой о возмещении истцу убытков в связи с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету, которая была оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной истанций, руководствуясь положениями статей 12, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 12, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, также их должностными лицами", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.
По мнению судебной коллегии окружного суда, выводы судов двух инстанций соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (подпункт 17 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения на территории Орловской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещении затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Орловской области принято постановление от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции от 04.03.2020, далее - Постановление N 365).
Приложением N 1 Постановления N 365 утвержден перечень категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Орловской области и социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Приложением N 2 Постановления N 365 утверждено "Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на территории Орловской области", согласно которому единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области. Единые социальные проездные билеты изготавливаются централизованно по заказу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по согласованию с Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" (вместе с "Регулируемыми тарифами на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла", "Регулируемыми тарифами на перевозки для МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла") с 15.02.2016 по 31.12.2017 тариф за разовый проезд, провоз багажа (кроме дачных маршрутов) установлен в размере 16 руб.
Постановлением Правительства Орловской области от 27.03.2017 N 114 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" с 06.05.2015 на территории Орловской области стоимость единого социального проездного билета составляет 350 руб. в месяц для осуществления проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении отдельными категориями граждан согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Таким образом, Орловская область установила меры социальной поддержки в виде проезда по единому социальному проездному билету для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Постановлением от 27.03.2017 N 112 (далее - Постановление N 112) Правительство Орловской области утвердило "Порядок предоставления субсидий в 2017 году" за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Согласно положениям пунктов 2, 3 порядка, утвержденного Постановлением N 112 субсидии предоставляются Департаментом в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта. Субсидии предоставляются перевозчикам ежемесячно на основании договора на предоставление субсидии, заключенного между Департаментом и перевозчиком.
Указанный Порядок определяет механизм осуществления в 2017 году выплат перевозчикам в целях возмещения потерь в доходах в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - расходы за предоставление транспортных услуг), в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15.11.2012 N 422 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации должна подлежать не разница между доходами, которые могли быть получены перевозчиком и суммой выручки с учетом выплаченной субсидии, а убытки, возникшие за счет разницы между экономически обоснованной себестоимостью перевозки пассажиров и фактически установленным регулирующим органом тарифом.
В пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" закреплено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Таким образом, для предъявления иска о взыскании убытков, причиненных применением формулы не подлежащей применению, истцу необходимо доказать в установленном законом порядке незаконность акта об установлении соответствующей формулы, повлекшего в связи с этим причинение убытков в виде не возмещенных экономически обоснованных затрат.
Доказательств того, что в установленном законом порядке утвержденный Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" тариф на перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также согласованная сторонами в договоре и дополнительных соглашениях формула являются экономически необоснованными, истцом в материалы дела не представлено; положения договора истцом не оспорены, напротив договор исполнен сторонами в полном объеме. Истец, на свой риск осуществляя деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, использовал тариф, который, по его мнению, с учетом предмета иска не является экономически обоснованным.
При этом, как положения нормативных актов, так и условия заключенного договора не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено формулой, о чем истец был осведомлен и не оспаривал установленный порядок компенсации.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны Орловской области незаконного виновного бездействия государственных органов Орловской области по возмещению истцу убытков, возникших вследствие утверждения соответствующей платы.
Согласно материалам дела, ответчиком в полном объеме из бюджета в 2017 году выплачены суммы субсидий в соответствии с условиями заключенного с истцом договора и действующих нормативных актов.
При этом, размер субсидий был установлен в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных Законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Таким образом, заключив с Департаментом договор от 07.04.2017 N 28-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан с условием выплаты субсидий перевозчику на основании вышеуказанного постановления Правительства Орловской области, ИП Кадыров А.Р. согласился с данным порядком выплат, что исключает возможность дальнейшего требования денежных средств сверх выплаченных.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 310-ЭС18-2483 по делу N А48-6032/2017, от 29.05.2019 N 310-ЭС19-7006 по делу N А35-6551/2017, от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3566.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что расчет суммы подлежащих возмещению убытков должен производиться в соответствии с Порядком, который надлежащим образом не оспорен и не признан недействительным. В отсутствие у истца доказательств несения иных убытков по смыслу статьи 15 ГК РФ размер недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014, от 27.01.2015 N 301-ЭС14-2273).
Оценив представленные истцом в подтверждение размера убытков отчеты оператора о количестве реализованных проездных билетов, расчеты сумм выплат перевозчику на выплату субсидий, расчеты суммы задолженности, суды двух инстанций, руководствуясь пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, установили, что указанные документы не доказывают размер иных экономически обоснованных затрат истца (выпадающих доходов), связанных с перевозкой пассажиров в спорный период.
Учитывая, что истец осуществлял пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в возмещении выпадающих доходов от перевозки по единым социальным проездным билетам.
При этом судами верно учтено, что истец не обращался к ответчику с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договора в целях увеличения размера субсидии, а также с предложением об их расторжении в связи с наличием убытков. Истцом расчет субсидии в соответствии с установленной в договоре формулой не оспаривается.
На основании вышеизложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя о необоснованном применении Порядка N 112 являются несостоятельными, поскольку не основаны на законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
Ссылка заявителя на судебную практику по делу N А84-2526/2018 не может быть принята во внимание, поскольку изложенные в них правовые позиции сформированы по делу с иными фактическими обстоятельствами, отличными от настоящего спора.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ окружному суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных акта не выявлено, окружной суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А48-6405/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно материалам дела, ответчиком в полном объеме из бюджета в 2017 году выплачены суммы субсидий в соответствии с условиями заключенного с истцом договора и действующих нормативных актов.
При этом, размер субсидий был установлен в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных Законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Таким образом, заключив с Департаментом договор от 07.04.2017 N 28-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан с условием выплаты субсидий перевозчику на основании вышеуказанного постановления Правительства Орловской области, ИП Кадыров А.Р. согласился с данным порядком выплат, что исключает возможность дальнейшего требования денежных средств сверх выплаченных.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 310-ЭС18-2483 по делу N А48-6032/2017, от 29.05.2019 N 310-ЭС19-7006 по делу N А35-6551/2017, от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3566.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что расчет суммы подлежащих возмещению убытков должен производиться в соответствии с Порядком, который надлежащим образом не оспорен и не признан недействительным. В отсутствие у истца доказательств несения иных убытков по смыслу статьи 15 ГК РФ размер недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014, от 27.01.2015 N 301-ЭС14-2273).
Оценив представленные истцом в подтверждение размера убытков отчеты оператора о количестве реализованных проездных билетов, расчеты сумм выплат перевозчику на выплату субсидий, расчеты суммы задолженности, суды двух инстанций, руководствуясь пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, установили, что указанные документы не доказывают размер иных экономически обоснованных затрат истца (выпадающих доходов), связанных с перевозкой пассажиров в спорный период.
...
Доводы заявителя о необоснованном применении Порядка N 112 являются несостоятельными, поскольку не основаны на законодательстве и фактических обстоятельствах дела."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2021 г. N Ф10-2305/21 по делу N А48-6405/2020